Слишком капиталоёмкие: что мешает развитию сырного кластера в ленобласти

Содержание

Какое молоко выбрать для ребенка?

22 Мая 2015

Молоко на рынке против магазинного молока: что выбрать для ребенка?
Очень радостно наблюдать, что современные молодые мамы  — это девушки с очень активной позицией относительно любого выбора продуктов и товаров для своих детей. Мамы ищут для ребенка самое лучшее, качественное, предварительно собирают кучу советов и решают, чему верить. Организуют целые сообщества и пошагово рассказывают о любом своем опыте другим мамам.

Мамы, вы молодцы!

1. Молоко с рынков и стихийных фермерских ярмарок.

Казалось бы, такое молоко самое свежее и натуральное. Это потому что мы привыкли так считать, и, как минимум, в это свято верят люди старейшего поколения. Ну а как сейчас? Друзья, покупка молока на рынке (особенно стихийном) — это не более, чем лотерея! Как вы можете проверить, здорова ли корова, которая дала это молоко? Чем ее кормили, где она паслась (это определяет состав и полезные свойства молока). Насколько молоко чистое? (в какой таре его перевозили, взаимодействовал ли человек с молочным сырьем, сколько времени прошло с момента дойки). Подумайте, этих сведений вы достоверно не узнаете никогда. Даже если продавец обклеит весь свой прилавок какими-то сертификатами, будете ли вы убеждаться в их подлинности/актуальности, разбираетесь ли вы в этом? Остается только верить продавцу на слово, но — стоит ли так рисковать, особенно если молоко приобретается для любимого ребенка?

2. Молоко из магазинов.

Такое молоко вызывает гораздо меньше вопросов. Хотя бы потому, что здоровье потребителей защищает законодательство. На современном производстве все под контролем – молоко должно производиться только на специализированных линиях, со строжайшим контролем качества, в условиях стерильности. Это означает, что, во-первых, молоко закупается только в фермерских хозяйствах, имеющих соответствующую сертификацию. Во-вторых, абсолютно все поступающее на завод сырье проходит тщательную проверку в лаборатории. Конечно, выбор производителя молока зависит от вашего знания методов его обработки и производства. Но даже если вы выберете ультрапастеризованное молоко с огромным сроком хранения — вы потенциально не нанесете своему ребенку такой вред, как при покупке молока на рынке.

Если вы хотите найти в магазине молоко с максимально полезными свойствами, то разбирайтесь глубже — смотрите на способ его изготовления, запрашивайте нужную информацию у производителей. Термическая обработка молока должна быть достаточной, чтобы исключить все бактерии и минимальной, чтобы сохранить полезные свойства молока.Мы работаем в угоду качеству, и поэтому пастеризация молока «Молочная культура» — минимальная из возможных (т.н. «бережная» пастеризация), а срок хранения молока — всего 10 дней. Узнать о том, что такое «бережная» пастеризация, вы можетездесь.  

  • Содержание антибиотиков в молоке
  • Что такое «бережная» пастеризация
  • Чистота молока

Не всё так просто

Сложности подобных проектов заключаются, как правило, в их капиталоёмкости. В компании «Лосево» (Приозерский район) с 2015 года откладывается проект по запуску сырного завода. Сейчас у «Лосево» функционирует действующий сырный цех, выпускающий 250–300 кг сыра в сутки, и расширение сырного производства в ближайшие планы компании не входит. «Реализация подобного проекта требует большого объёма инвестиций и налаженных каналов сбыта», — комментируют в пресс–службе компании.

Там добавили, что сыры с коротким сроком хранения — непростой продукт для сетевого ретейла, и потому необходимо делать ставку на сбыт в специализированных магазинах.

Генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артём Белов говорит, что сроки окупаемости проектов в сегменте мягких сыров составляют 6–7 лет.

Эксперт отметил, что рынок мягких сыров отличается высокой конкуренцией, и напомнил, что помимо «Молочной культуры» другие производители также реализуют подобные инвестиционные проекты.

Так, по словам Марины Петровой, заместителя председателя комитета Московской торгово–промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, в 2020 году в Белгородской области ООО «Хохланд Руссланд» запустило проект по производству мягких сыров мощностью 19 тыс. т. Московский бренд «Умалат» после модернизации запустил аналогичную линию мощностью 200 т молока–сырья в сутки.

По мнению эксперта, мощность завода «Молочной культуры» в 4,5 тыс. т не является существенной по российским меркам, поэтому компания будет занимать небольшую долю рынка.

Необходим маркетинг и брендинг

Впрочем, по мнению Артёма Белова, компания из Ленинградской области уже имеет своего потребителя, и это является конкурентным преимуществом «Молочной культуры».

«Расширение линейки за счёт мягких и творожных сыров — логичный шаг для компании. Таким брендам гораздо проще выходить на рынок с новым продуктом, чем тем, кто только начинает свою историю с нуля», — рассуждает Артём Белов.

Сможет ли бренд из 47–го региона занять свою нишу, зависит от нескольких факторов. Марина Петрова называет в их числе такие: стабильное качество, элементы инновации в продукте или упаковке, а также эффективное позиционирование и продвижение.

Эксперт отмечает, что большинство сыроваренных проектов не удаются из–за нежелания производителей инвестировать в исследование рынка и брендинг.

Марина Петрова обращает внимание, что «Молочная культура» достаточно интересно позиционирует себя на рынке. Как ранее писал «ДП», для повышения эффективности своего производства фермеры включают коровам музыку во время дойки

Расхождения в цифрах

Любопытно, что достоверную информацию об объёме производимого в Ленинградской области сыра получить непросто. По данным «Союзмолока», в 2019 году в регионе произвели около 181,5 тыс. т, а в областном комитете по АПК заявляют, что объёмы произведённого сыра составляют 550 т.

По данным СПАРК, в 2019 году выручка «Молочной культуры» составила 705 млн рублей против 560,1 млн годом ранее. Чистая прибыль в прошлом году выросла до 8,8 млн рублей (5,8 млн — в 2018–м).

Предприятие контролируется Евгением Чернышевым (79–е место в Рейтинге миллиардеров «ДП»), которому принадлежит 49,5%, и кипрским «Декорано Холдинг Лтд» (49%).

Будущие сыры отечества

Упаковка – отдельная тема. Пол-литровые стаканчики, в которые расфасована большая часть продукции «Молочной культуры», – предмет особой гордости Андрея Юрьевича:

– Казалось бы, что может быть проще обычного стакана? Но у нас же все заточено под определенный продукт. Вот возьмем нашу ряженку – она достаточно густая. Куда ее разлить? В бутылку? В пакет? Неудобно выливать. Поэтому появился наш стаканчик с носиком – идеальная упаковка для обращения с вязкими продуктами. Он у нас запатентован, причем не только в России – в ЕС тоже. На носике специальный клапан, который можно открывать до семидесяти раз. Над конструкцией этого стакана работали два инженерных бюро – одно в Швейцарии, другое в Голландии

Не над марсоходом, а над элементарным пластиковым стаканом! Обратите внимание на инфокрышку: здесь указаны не только дата, время и погода на момент дойки (кстати, коровы любят, когда пасмурно), но и фамилия бригадира

А студия Артемия Лебедева разработала для «Молочной культуры» особый значок и дизайн упаковки для новых десертов, которые уже скоро должны появиться в продаже.

– Мы над рецептом каждого десертного продукта трудились по несколько месяцев. И в итоге создали четыре уникальные рецептуры.

Еще одной новинкой, которой «Молочная культура» скоро побалует не только обычных кофеманов, но и профессиональных бариста, станет специальное молоко для капучино. Над рецептом идеального молока для взбивания технологи предприятия сейчас как раз трудятся вместе с петербургскими известными бариста. 

И конечно, я не могла не спросить Андрея Юрьевича о заботе всех мам – специальных молочных продуктах для детей.
– Все наши продукты натуральные и «живые». Их и сейчас можно безбоязненно давать детям. О специальной детской линии мы думаем. Но не так сложна реализация этих дум, как сертификация этих продуктов. Поэтому – не в ближайшем будущем.

– Мы сейчас получаем необходимые сертификаты ЕС, и у нас уже есть договоренности с европейскими дистрибьюторами. Кроме йогурта, там скоро будут пить нашу простоквашу и ряженку.
Причем, возможно, не только привезенные из Сельца, но и произведенные на территории ЕС.
И в эту перспективу охотно веришь. Во-первых, потому что в Европе уже давно сложилась культура потребления фермерских и биопродуктов, за натуральность и безопасность которых покупатели готовы платить чуть дороже. Во-вторых, энтузиазм, работоспособность и ответственность тружеников на ниве «Молочной культуры» не оставляют им других вариантов, кроме успеха.

Сам Ионов работает без отпуска и выходных – каждый день на производстве. Но много ли таких заслуженных деятелей молочной культуры?

– Конечно, качественных кадров не хватает. Нет системы ни сельскохозяйственного, ни производственного обучения. Вы только подумайте, ведь в наших вузах преподают еще те люди, которые сами учились по книгам Трофима Денисовича Лысенко, а он говорил, например, о браке растений по любви… Приходится самим учить и растить специалистов. Настоящие университеты – это наши фермы и наш завод, где добиваются отличных результатов. Только здесь можно чему-то по-настоящему научиться. Но есть такое понятие – чувство хорошо возделанного поля. Так вот, ему не научить. Оно или есть или его нет. Это прекрасно понимали римские императоры, и сельское хозяйство в Риме было сверхуважаемым занятием.

Наука здесь прекрасно сочетается с искусством, современность – с классикой:
– Многие не верят, что наши коровы слушают на ферме во время дойки классическую музыку.

Опять Штраус? Опять дойка! Ведь чем гармоничнее корова, тем вкуснее и полезней молоко. И выше молочная культура у тех, кто его пьет. Попробуйте.

Что в вымени тебе моем?

«Молочная культура» – очень удачное название для инновационного молочного производства. Точное, емкое и многогранное.
– Слово «культура» восходит к латинскому «возделанное поле», – напоминает нам генеральный директор компании Андрей Ионов.
Именно с поля все и началось. Вернее, с участка земли, который восемь лет назад он купил вместе со своими партнерами по группе компаний «Артис», торгующей продуктами питания. О том, чтобы заняться сельским хозяйством, никто из них и не помышлял, хотели просто поделить землю на участки и перепродать.

– Здесь было разваливающееся хозяйство с небольшим количеством коров, умирающих с голоду, – рассказывает Андрей Юрьевич. – За зиму мы их немного выходили, а когда наступила весна, уже не смогли с этими коровами расстаться. Невозможно было к ним не привязаться: они смотрели на нас такими глазами! Пришлось ими заниматься. Создавать условия и людям, работавшим здесь, и коровам. Тут как раз пришло время заготавливать корма, а значит – возделывать поля. Так и пошло.

Восемь лет назад коровы с радостью жевали любую траву, что дадут. А сейчас им подавай только самый отборный силос.
– Травосмеси для корма мы выращиваем сами, – объясняет Ионов. – Я лично изучал этот вопрос и приглашал голландских специалистов.

В результате правильного питания коровы стали давать молоко уникально высокого для России качества. Покупавшие его переработчики удивлялись: «Чего вы мучаетесь с этим качеством? Все равно ваше молоко сливают в один котел с молоком других хозяйств». Именно это и подвигло новоиспеченных фермеров из Сельца на создание собственного молокозавода: жалко же, когда ты что-то делаешь очень хорошо, а это уходит в никуда!

Проверив, все ли гости правильно застегнули халаты, надели шапочки и бахилы, Ионов подводит нас к портретам коров в фойе завода: «Главные наши сотрудницы!» Глазастые, пятнистые, с блестящей шерстью – ну просто модели коровьей фотосессии.
– А что вы думаете? Они у нас племенные. Мы к ним парикмахера, бывает, вызываем, у них тоже выставки проходят, как у собак и лошадей. Корова – это потрясающее животное. Огромное теплокровное существо весом 600–700 килограммов. Для сравнения: бурый медведь весит 350. И когда ты ее гладишь, с ней разговариваешь – это, я вам скажу, терапия не хуже общения с дельфинами, – делится сокровенным Андрей Юрьевич и ведет нас по застекленной галерее к производственным цехам. Пройдя многоступенчатые этапы дезинфекции, напоминающие приготовление хирурга к операции, мы попадаем на завод.