Таинство причастия
Причастие – одно из семи православных таинств. Оно заключается в употреблении вина и хлеба (просфоры), освященных особым способом. Таким образом, верующий человек выражает свое единение с Христом.
Причастие требует специальной подготовки и благословения священника. Как готовятся к таинству:
постятся в течение трех дней;
за день до причастия посещают вечернею службу;
читают специальные молитвы в течение трех дней.
Обычно причащаются во время, утренней службы, предварительно исповедавшись и получив благословение батюшки.
Православная вера не запревает причастие для беременных. Наоборот, женщинам в положении рекомендуют чаще приходить в храм и участвовать в таинствах, чтобы на малыша снисходила благодать.
Как будущей маме подготовиться к причастию
Для женщин в положении упрощен и допуск к этому таинству. Как правило, строго поститься беременным перед причастием не обязательно. Если состояние здоровья позволяют лучше ограничить потребление животной пищи на три дня. Допустимо поститься только один день.
Беременная должна много молиться при подготовке к таинству. Священники рекомендую не только начинать и завершать день с молитвой, но и читать ее до и после еды, перед прогулками.
Вечернею службу перед таинством лучше посетить. Вы можете отстоять ее не полностью. Но если состояние здоровья не позволяет присутствовать в храме, то можно не посещать. Но дома необходимо молиться пока в храме идет служба.
Все тонкости того, как подготовиться к причастию беременной, обсудите со священником заранее. Придите в выбранный храм за несколько дней после службы и задайте все интересующие вопросы.
Сколько дней нужно держать пост?
Кроме того, что не все можно есть в преддверии исповеди и причастия, такое удержание должно продолжаться определенное время.
Каждый канон определяет промежуток времени разный, поэтому лучше посоветоваться с духовным наставником, который и будет осуществлять процедуру.
Возможные временные рамки:
- Строгий безоговорочный пост соблюдается в течение суток перед исповедью и причастием.
- В идеале стоит соблюдать трёхдневный пост перед церковными процедурами такого направления.
- Лучшим вариантом станет выполнение общепринятых постов, которые указаны в канонах Православной церкви.
Обычно, рекомендации относительно поста дает духовный наставник, который учтет все особенности ситуации и суть человека, обратившегося к нему.
Обратите внимание! В процессе соблюдения поста не стоит прибегать к крайностям – истощенное тело и разум не приветствуются.
Люди, которые причащаются редко, должны соблюдать обязательный недельный пост с попутным чтением основным молитв. В добавок стоит придерживаться поста и в плане развлечений, мыслей и высказываний.
Можно ли есть рыбу перед причастием
Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).
Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться строгого поста, то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.
Причастие на Пасху, в Светлую Седмицу, слошные седмицы
Как готовиться к причастию в сплошные седмицы?
Церковь как любящая мать заботится не только о нашей души, но и о теле. Поэтому в преддверии, например, довольно тяжелого Великого поста дает нам некое послабление в пище через сплошную седмицу. Но это не значит, что мы принуждаемся в эти дни есть побольше скоромной пищи. То есть у нас есть право, но не обязанность. Так что как хотите готовиться к причастию, так и готовьтесь. Но помните о главном: прежде всего мы готовим свою душу и сердце, очищая их покаянием, молитвой, примирением, а желудок стоит на последнем месте.
Слышал, что на Пасху можно причаститься, даже если он не соблюдал пост. Правда ли это?
Какого-то специального правила, разрешающего причащаться именно на Пасху без поста и без подготовки, нет. По данному вопросу ответ должен дать священник после непосредственного общения с человеком.
«Подготовился к Причастию, а с утра выпил воды»
— На что следует обращать внимание, когда готовишься к Причастию?
— Самое главное — это потребность в самом Причащении. Если человек хочет причаститься, если у него есть алчба более близкого, более непосредственного богообщения, чем то, которое он может иметь помимо божественной литургии, это и есть главная задача и главное правило Причащения и всего того, что предваряет участие в Евхаристии.
Если этого нет, если человек сам себе толком не может ответить, зачем он идет причащаться, то сколько бы он ни вычитал правил, каким бы строгим ни был его пост, сколько бы он ни обзванивал своих знакомых с просьбой о прощении, если он не понимает, зачем ему нужен Христос, зачем ему необходимо Причащение, я думаю, что он, скорее, будет не подготовлен к этому.
— Как часто вы советуете причащаться?
— Если ответить совсем кратко, я бы сказал так: это зависит от внутренней потребности самого человека. Если человек не мыслит присутствия на литургии без Причащения и всякий раз причащается, это можно назвать церковной нормой. Но если в силу тех или иных причин человек понимает, что ритм его жизни не позволяет ему иметь какое-то пространство внутренней тишины, для того чтобы уметь пережить погружение в Таинство, — то тут могут быть разные варианты.
Такой же вопрос можно было бы задать человеку, который идет куда-нибудь на концерт или в картинную галерею.
Как часто следует ходить? Так часто, как того требует душа человека.
Если ему достаточно час постоять перед любимой картиной, и это его наполнит настолько, что он, снова и снова мысленно возвращаясь к этой картине, будет чувствовать мощный заряд — значит, такому человеку хватит сходить один раз в год. А другой каждый день готов ходить. Если он не может насытиться, каждый раз поднимается на какие-то новые уровни своего осознания этой красоты, пусть ходит каждый день. Поэтому здесь, я думаю, не может быть никакого универсального рецепта.
— Вот я весь такой духовный, подготовился к Причастию, каноны прочитал, постился, а потом — раз — и утром случайно выпил воды. Что, все насмарку?
— Я не думаю, что человек, который случайно, по забывчивости или по причине какого-то объективного требования своего организма, по причине болезни, выпьет воды перед тем, как пойдет причащаться, смертно согрешит. Я думаю, это вопрос, который большинство разумных священников даже задавать не будут, понимая, что непитие воды — это всего лишь проявление того евхаристического поста, усеченным вариантом которого сегодня является невкушение и непитие.
Это опять некий инструмент, который готовит нас к переживанию причащения как к самой главной, самой первичной духовной пищи. И не надо его абсолютизировать и превращать в какую-то магию, будто в желудке произойдет какая-то страшная химическая реакция, и человек окажется в тяжелой болезни, или будет проклят, или причащение будет ему в осуждение.
Другое дело, если человек относится к евхаристическому посту с пренебрежением, с безразличием, считая это излишним, ненужным. Но это уже вопрос его совести, послушания церковному порядку, канонам.
— Объясните мне как первокласснику, почему непитие помогает духовно подготовиться?
— Во многих сказках есть безумные условия, которые герои должны выполнить, чтобы получить желаемый результат. Например, нельзя увидеть лицо невесты до свадьбы, нельзя открыть какой-нибудь ларец. Это является мощнейшим инструментом не только проверки человека на верность и полное доверие, но и изменения самого человека. Ты внутренне, может быть, с этим не соглашаешься, но твоя вера оказывается сильнее любых твоих домыслов, предположений, размышлений.
Дело не в непитии как таковом. Дело в том, что пост в классическом религиозном смысле — это невкушение чего бы то ни было и непитие чего бы то ни было.
Человек на какое-то время лишает себя удовлетворения самых базовых жизненных потребностей, для того чтобы войти в определенный внутренний кризис.
В точно такой же кризис человек загоняет себя, когда оказывается в ситуации, требующей сверхнапряжения сил. Например, тот же самый подъем в гору. Для чего человек на это соглашается? Потому что тогда на поверхность поднимаются какие-то глубинные пласты нашей личности, поднимаются такие проблемы, которые, чаще всего, мы боялись трогать.
Можно ли есть рыбу перед причастием
Накануне участия в святой литургии, когда вы собираетесь приступить к принятию Святых Даров, нужно соблюсти строгий пост. А это значит, что рыбу и различные блюда из нее кушать нельзя. Монахам предписывается вечером в субботу употреблять только безъелейное сочиво (то есть овощи, не сдобренные никаким жиром).
Церковный день начинается в полночь. А потому все воскресенье до принятия таинства нельзя ни кушать, ни пить. Желательно также присутствовать на субботней вечерней службе. Можно ли кушать рыбу перед причастием в другие дни? Если, к примеру, духовник вам назначил неделю воздержания, то следует все семь дней избегать мяса, молочных продуктов и яиц. Но кроме этого, в среду и пятницу нужно придерживаться строгого поста, то есть исключить из своего рациона в эти дни рыбу, уху и морепродукты. К питанию в субботу (если она не Страстная) у Церкви особое отношение. Многие священники считают, что в шестой день недели поститься нельзя. Но это не касается говеющих, то есть тех, кто готовит себя к принятию Даров Господних.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.
Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).
Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».
Источник статьи: http://pravoslavie.ru/32445.html
Можно ли после причастия есть мясо?
Вопрос читателя:
Здравствуйте, я хотела спросить, можно ли после причастия в этот же день кушать мясо, рыбу, молоко? Спасибо заранее.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
О Причастии, подготовке к нему и правильном отношении к таинству читайте в этих материалах:
Таинство Радости. Что такое Евхаристия?
Причастие. Кто-то годами не решается к нему приступить, кого-то останавливает сложная подготовка, кто-то считает его не более обязательным, чем «купание» в проруби на Крещение, кто-то решается причаститься только в период тяжелой болезни или при приближении смерти… А тем временем это то, ради чего существует земная Церковь. О Причастии, или Евхаристии, центре и средоточии христианской жизни, вопросах и недоумениях, возникающих вокруг этого Таинства, мы говорим с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым), председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата читать
Подготовка к Причастию: Церковь не ставит перед человеком невыполнимых требований
Можно ли причащаться, если не был накануне на богослужении? Нужно ли соблюдать пост в субботу? На вопросы читателей по следам документа «Об участии верных в Евхаристии» отвечает протоиерей Павел Великанов читать
Толковый словарь с Юрием Пущаевым
Как такое может быть, чтобы хлеб и вино стали Плотью и Кровью Бога? Как Бога можно пить и есть, принимая Его внутрь себя? читать
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Источник статьи: http://foma.ru/mozhno-li-posle-prichastiya-est-myaso.html
История появления поста перед причастием
Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа. Икона Причастие апостолов
Икона Причастие апостолов
Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.
Читайте постах:
Главные правила и ошибки постаПост для детейПольза и вред поста для здоровья организма
Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.
Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.
По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.
Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.
Польза поста и что можно кушать во время него
Теперь поговорим о продуктах питания, которые можно водить в свое меню во время любого поста, а также перед причастием.
Изобилие блюд и продуктов просто поражает и внушает уважение. Всевозможная домашняя консервация (маринованы овощи, фрукты, ягоды, соленья и квашения), свежие и свежезамороженны е овощи, фрукты, ягоды и грибы, варенье, джемы, все виды орехов, бобовые культуры, сухофрукты, натуральные пряности, зелень, постные сладости и кондитерские изделия, приобрести которые можно в любом магазине.
Список разрешенных продуктов питания можно дополнить еще и крупами, макаронными и хлебобулочными (несдобными) изделиями. Во время поста можно добавлять и сахарный песок к напиткам, однако в среду, пятницу и перед причастием лучше заменить его медом.
Так, вне зависимости от количества потребляемой пищи, ваш рацион всегда будет сбалансированным и правильным. Многие диетологи утверждают, что резкий отказ от мясных и рыбных продуктов на месяц и более может спровоцировать снижение уровня витаминов и микроэлементов, поэтому перед «постными» днями необходимо подобрать растительные продукты, которые смогут восполнить дефицит этих веществ.
Источники белка
Заменить белковые вещества, которые поступают в наш организм вместе с мясом и рыбой можно, добавив в рацион фасоль, горох, семена подсолнечника, все виды орехов, сухофрукты, ну и конечно же, грибы, в которых содержится очень много белка.
Приготовив блюда из всех вышеуказанных продуктов, можно с легкостью восполнить суточную норму белка. Да и к тому же, растительная пища не содержит в себе «плохой» холестерин и жиры, которыми так изобилует мясо.
Существуют такие «постные» дни, которые разрешают потребление рыбы. Однако вводить в свой рацион разрешается только рыбу нежирных сортов, мясо которой имеет белый цвет. В такие же дни можно кушать и морепродукты. Что же касается морской капусты, то ее можно есть в любой день поста, а также перед причастием.
Вдобавок ко всему, если целый месяц кушать морскую капусту, то можно восполнить не только запас белковых веществ, но и насытить организм жизненно необходимым йодом и прочими, не менее важными микроэлементами.
Источники жиров
Обеспечить полноценную замену жирам можно при помощи растительным масел:
- оливковое;
- подсолнечное;
- льняное;
- арахисовое;
- рапсовое;
- кедровое;
- кукурузное.
Эти масла с легкостью заменят животные жиры во время поста
Крайне важно вводить в свой рацион нерафинированные масла, поскольку именно они содержат все полезные вещества, тогда как всем привычное «масло без запаха» будет лишь засорять организм
Подготовка к таинству
Подготовку к Евхаристии определяет для каждого православного христианина священник, в зависимости от телесного или нравственного состояния, занятости, иных жизненных обстоятельств.
Сколько дней следует говеть, сказать однозначно нельзя
Важно подготовиться к причастию должных образом, иначе принятие святых даров будет являться большим грехом
Мера и продолжительность говенья зависит от разных обстоятельств. Например, при определённых заболеваниях, которые требуют особого питания или при беременности, а также для умирающих, пост может быть ослаблен или отменён. Это касается и тех христиан, которые пребывают в местах с общим питанием: армия, интернат, места заключения.
По общим правилам церковного Устава продолжительность поста перед причастием составляет неделю. Как показывает практика, причащающиеся несколько раз в году, могут поститься перед исповедью три дня. Случается, что христиане причащаются каждый день или несколько раз в месяц. В таком случае можно приступить к Святой Чаше, сохраняя один день говенья, но по благословению священника.
Как поститься перед исповедью
Перед исповедью также желательно в течении трёх дней придерживаться поста физического и духовного. Нужно помнить о том, что от этого обряда зависит Причащение, а значит, и дальнейшее очищение человека.
Очень часто его прохождение оказывается очень сложной и непосильной задачей. И если христианин уже встал на этот путь, значит, он преисполнен силою и волею для дальнейшего пути. Кроме поста телесного, нужно не забывать и о чистоте помыслов: не подвергаться ругани, праздным мыслям и развлечениям, делать добрые дела.
Поститься перед исповедью, что можно есть
Для полного духовного очищения накануне исповеди следует питаться таким образом:
- питаться крупами, овощами и фруктами;
- употреблять рыбу;
- исключит пищу животного происхождения;
- алкоголь и табак запретить категорически.
Причастие в церкви — что это такое?
Причастие в православной Церкви — это таинство, в котором христианам подается для вкушения истинные Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Приобщающиеся таинственно соединяются с Господом Иисусом и делаются участниками вечной жизни. «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите» — так поют в церкви во время святой Трапезы.
Таинство евхаристии установил Иисус Христос накануне своих крестных страданий, во время Пасхальной Тайной Вечери со своими учениками. Здесь Господь совершил Сам это таинство: Взял хлеб, благословил, преломил и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в мое воспоминание».
Потом взял чашу с вином и, благодарив, подал ученикам своим, говоря : «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание». (Мф.26;26-28, 1Кор.11;23-25).
Единожды установив таинство причастия, Иисус Христос заповедал ученикам-апостолам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание. Поэтому это таинство постоянно совершается и будет совершаться (до окончания времен) в Церкви Христовой за Божественной литургией (иначе называемой Евхаристией). И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками той самой Тайной Вечери, которая совершается вне времени, в вечности.
Прообразом таинства Евхаристии является евангельское чудо, где Христос взял пять хлебов, благословил, преломил и накормил ими пять тысяч человек. А несколько дней спустя семью хлебами накормил четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.
Во время литургии действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы (святые Дары).
Для Евхаристии употребляется один хлеб, потому что все христиане составляют одно Тело Христово — Церковь, глава которой есть Христос: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10;17). Приобщившиеся Христа являются единотелесными и единокровными (родными) Христу и также между собою являются братьями и сестрами. Это надо понимать духовно, а не в смысле физического изменения нашего тела.
Христос является для христиан Отцом, родив их свыше через святое крещение. Он является для них и Матерью, питая их не только своею Кровью вместо молока, как грудных младенцев, но и Телом своим и Духом. Так как через таинство приобщения Христос соединяется с верующими в одну плоть, то Он является и Женихом для своей Церкви, становясь с Ней не только одним Телом, но и одним Духом.
Как питаться после Причастия
Причастившись, не нужно бросаться на залежи мясных блюд, скопившихся в холодильнике.
Нужно помнить, что мы стали причастниками Божеского естества, а наших жилах растворена Кровь Христова, а бесы ужасаются такого христианина, не смея приступить к сердцу, словно объятому неприступным для них огнем.
Не думайте, что можно есть после Причастия скоромную пищу, если на дворе Великий пост, а вы покаялись в его несоблюдении.
Можно ли пить вино после Таинства? Казалось бы, странный вопрос, ведь употребление алкоголя почти не совместимо с духовной жизнью, а приобщение Плоти и Крови — апогей этой самой духовной жизни.
Но не тут-то было, потому что сегодня приходится участвовать в застолье, в том числе и на приходе, по поводу церковных праздников.
Довольно часто на столе присутствует вино, если речь не идет о многодневном посте.
Хотя в праздники и позволяется небольшое количество легкого алкоголя (вина), его лучше принимать очень осторожно — во время приема пищи, в очень небольших количествах. Один мой знакомый священник, если приходится выпить вина за праздничной трапезой, разбавляет его кипятком из чайника
Этот прием можно взять на вооружение — горячий и разбавленный алкоголь будет полезнее, или уж точно не вреднее, чем прохладный, и не возникнет желание им упиваться
Один мой знакомый священник, если приходится выпить вина за праздничной трапезой, разбавляет его кипятком из чайника. Этот прием можно взять на вооружение — горячий и разбавленный алкоголь будет полезнее, или уж точно не вреднее, чем прохладный, и не возникнет желание им упиваться.
Если же знаем за собой страстную склонность к винопитию, лучше будет вообще избежать алкоголя, даже разбавленного.
Вспомните, что во время исповеди мы целуем Евангелие и Крест, свидетельствуя о покаянии в грехе. Теперь постараемся быть благочестивыми и ревностными христианами, овцами стада Христова, а не упрямыми во грехах и жестоковыйными козлищами.
Правила строгого поста
Считается, что перед причастием пост должен быть не менее трех дней. Тот человек, который решил участвовать в евхаристии и решил воздерживаться от пищи, должен понимать, что этим не нужно хвалиться. Ограничение в еде необходимо для того, чтобы примирить человека с самим с собой, а также и с окружающими людьми. Это время, позволяющее разобраться в своих конфликтах и со всеми примириться.
В такие дни лучше не смотреть телевизор, а остаться наедине с книгой, посетить храм или пообщаться с близкими и родными людьми. В это время нельзя совершать плохие поступки, злиться. Строгий пост позволяет добиться гармонии между духовным и физическим здоровьем человека. Человек в результате такого строгого поста становится более уверенным, в нем появляется бодрость и силы, которые ранее дремали.
Обязательно ли поститься перед исповедью и причастием?
Точных инструкций относительно подготовки к причастию или исповеди не существует. Выделяются определенные обычаи, которым следуют люди перед церковными действиями.
Обычаи возникли в евхаристический период и считаются актуальными для современной церкви.
В связи с этим возникли следующие каноны:
- Перед причастием обязательна исповедь.
- Причастие совершается натощак, есть нельзя с полуночи.
- За день соблюсти супружеское воздержание.
Остальные рекомендации Православная церковь не регламентирует обязательными нормами воздержания относительно еды, чтения молитв и супружеского долга.