Сырок александров

Содержание

Как всё начиналось?

«Ростагроэкспорт» — детище Бориса Александрова, который создал компанию в далёком 1998 году, причём первые производственные мощности были организованы в спальне скромной квартиры несколькими годами ранее. Первый показательный продукт, выпущенный на постсоветский рынок — творожная масса, которая изначально готовилась вручную на миксере производительностью в 1 кг. Её качество не уступало уже существующим на рынке аналогам, а технология изготовления была крайне простой. Вскоре было принято решение приобрести 30-килограммовый миксер, зарубежного производства.

Знаменитые творожные сырки «Б.Ю. Александров» появились гораздо позже, а на данном этапе проблемы были более приземлённые — как повысить производительность, с которой один человек уже не справлялся. Спрос стабильно рос, люди даже становились в очередь за полюбившейся «совхозной» творожной массой, поэтому поиск нового производственного помещения становился исключительно вопросом времени. Небольшая комната в медцентре гражданской авиации площадью в 50 кв. м стала отправной точкой, сделавшая глазированные «Александровские» сырки тем продуктом, которым он стал для современного покупателя.

Как у Коркунова

На момент появления сырков «Б.Ю. Александров» подобные кейсы уже были реализованы в других сегментах кондитерской продукции, отмечает Груздев.

— По сути, Александров воспроизвел в категории сырков концепцию Андрея Коркунова – основателя кондитерской компании «А. Коркунов», — которая заключалась в производстве дорогих шоколадных конфет в премиальной подарочной упаковке и некой гарантии высокого качества продукта именем его создателя в названии бренда.

Собянина рассказывает, что в сегменте глазированных сырков у Александрова появились подражатели.

— Марка «А.В. Кривощеков» полностью мимикрировала под сырки «Б.Ю. Александров», используя тот же принцип оформления. Также на рынке присутствует марка «Десерттайм», которая выпускает сырки в «золотом слитке», что отражает их премиальную направленность. Но вряд ли эти бренды смогут стать лидером в категории премиум-сырков, так как «Б.Ю. Александров» стал первооткрывателем и приобрел широкую известность среди потребителей.

К слову, отзывы потребителей в сети о сырках торговой марки «А.В. Кривощеков» от «Сибирского завода молочных продуктов» не очень лестные – качество сырков пользователи интернета оценили на три балла из десяти. 

Начало

Руководителя компании «Ростагроэкспорт» Бориса Александрова, запустившего производство премиальных глазированных сырков в России, называют человеком-брендом. В одном из своих интервью он отмечал, что при разработке рецептуры сырков под торговой маркой «Б.Ю. Александров» основной акцент делался на качестве продукта. Для производства сырков используются только натуральные ингредиенты – творог высшего качества, закваски, натуральная ваниль и качественный шоколад для глазури. За это, по мнению руководителя «Ростагроэкспорта», потребители и полюбили творожные сырки торговой марки и готовы их покупать, несмотря на то, что на полках в изобилии присутствует более дешевая продукция конкурентов.

В 90-е глазированные сырки в Россию в основном завозились из Прибалтики и Белоруссии. «Так совпало, что в это время Прибалтика прекратила с нами отношения, а Белоруссия отделилась, и разрешения на экспорт еще не было… Получилась дыра в 1,2 млн сырков, которые недополучали наши покупатели», — делился воспоминаниями Александров в одном из интервью Forbes. 

В итоге «Ростагроэкспорт», по сути, возродил производство глазированных сырков в нашей стране – основатели компании привезли из Европы несколько линий, на которых начали изготавливать продукт. В одном из своих интервью Александров рассказывал, что линии для производства сырков было купить не так просто: на заводе в Литве, где изготавливалось подходящее оборудование, предложили ждать поставки двадцати линий в Россию пять лет. Предпринимателя это не устроило. «Мы стали спрашивать: «Почему так долго, вы же только собираете эту линию?» Оказалось, что для линии нужно полотно, по которому идут сырки. Оно заказывалось, допустим, в Испании. И вот они звонят в Испанию: «Есть ли у вас такое полотно?» Отвечают: «Есть, но для того, чтобы его отправить, нужно ждать, пока загрузят 20-ти тонн машину, потом ее довезти до Парижа, потом сформировать машину до Москвы». Я полетел в Испанию, взял эти 20 линий, сел на самолёт и привёз все 20 линий», — рассказывал Александров Forbes. В итоге вместо пяти лет «Ростагроэкспорт» за полгода собрал 20 линий и вышел на рынок, заполнив нишу в 1,2 млн сырков в день, которую предприятие держит уже 25 лет. 

Высокое качество продукта, премиальная упаковка, а также хорошая дистрибуция и выкладка на полке – факторы, благодаря которым бренд «Б.Ю. Александров» стал успешным.

Позиционирование продукта в премиальном ценовом сегменте тоже было вполне логичным, поскольку для производства сырков «Б.Ю. Александров» использовались только натуральные творог, шоколад и ваниль, добавляет управляющий партнер Streda Consulting Алексей Груздев.

Первые производственные эксперименты

В новом помещении казавшийся изначально громадным миксер перестал выглядеть таковым. Наличие некоторого оборудования позволило приспособить его для производства — творожную массу удалось изготавливать в тестомесе, причём порциями по 100 кг каждая. Время одного цикла составляло порядка 2 часов, что обеспечило ощутимый прирост производительности. Уровень спроса в 200 кг фасованной творожной массы ежедневно дал понять, что останавливаться на достигнутом результате не стоит, а куда лучше начать осваивать и развивать производство других продуктов питания.

Первой попыткой расширения ассортимента стали предшественники современных глазированных сырков «Б.Ю. Александров» — они изготавливались вручную, причём вся идея их создания была построена исключительно на энтузиазме и проницательности владельца компании. Дело в том, что технология производства такого продукта была неизвестна, а узнать о том, как правильно его делать не представлялось возможным. Решение пришло само собой — попасть на Горьковский завод (единственный в Москве, где выпускали глазированные сырки) и ознакомиться с производственной линией. Затея эта удалась, но ожидаемого результата она не принесла, поскольку стоимость оборудования исчислялась сотнями тысяч долларов, а таких денег у Александрова попросту не было. Единственный альтернативный способ приготовления сырков пришёл с совершенно другой стороны — удалось обнаружить рецепт 30-х годов прошлого века, благодаря которому и начались первые эксперименты.

Методом проб и ошибок удалось не только научиться готовить внутреннюю начинку со вкусом, как из детства, но и правильно обволакивать её шоколадной глазурью. Многочисленные эксперименты не позволяли получить безупречный результат, способный придать сырку эстетически привлекательный вид. Настоящей панацеей стали вязальные спицы, с помощью которых процесс отнимал минимум времени и давал оптимальный результат. После успеха задумки и прохождения сертификации начался процесс реализации. Поначалу удавалось продавать по 2 коробки сырков по 60 шт. в каждой. Спрос рос, производственные мощности также нарастали, к изготовлению привлекались новые люди. Результат такой активной деятельности можно назвать только ошеломляющим — 60 тыс. сырков в сутки, причём таким вот «дедовским» методом. Сам Борис Александров признаёт, что этот показатель его до сих пор потрясает своей масштабностью при таких условиях производства.

История сырка «Александров»: становление на рынке

Небольшое помещение в 50 кв. м спустя два года превратилось в три этажа в этом же здании. Ассортимент тоже стал немного шире — творог, сметана, те же сырки и творожная масса. Поскольку уровень развития компании рос в геометрической прогрессии, закупались новые линии по изготовлению продукции и в итоге существующего арендованного пространства попросту стало не хватать.

У руководства компании возникло активное желание заполучить собственные производственные площади и оборудовать их максимально эффективно. Вскоре появился интересный вариант — бывший детский пионерлагерь, не работающий с 1990 года. Вложений он потребовал просто громадных, особенно на восстановление пищевого блока. Почти 9 месяцев весь руководящий состав компании чуть ли не жил на территории будущего завода. В начале 2000 года произошёл полный переезд всех 6 линий по производству сырков, а также было докуплено ещё 4 дополнительные.

На тот момент компания могла производить до 1 млн сырков в сутки, а спрос стабильно рос. Обусловлено это было кризисом того периода, когда импортная продукция стоила непомерно дорого, а альтернатив отечественного производства практически не было. Это позволило одной компании производить более половины всей продукции в конкретном сегменте — показатель действительно впечатляющий.

О бренде

Сейчас, по оценкам Streda Consulting, «Ростагроэкспорт» на рынке сырков является безусловным лидером с долей более 30%, в разы обгоняя по объемам продаж других крупных игроков («Свитлогорье», «Молочное дело», «Данон», «Планета сырков» и т.д.), а в высоком ценовом сегменте бренд «Б.Ю. Александров» исторически доминирует с долей 80-90% еще с момента выхода на рынок, рассказывает Груздев.

С точки зрения брендинга, сырки «Б.Ю. Александров» обладают всеми атрибутами успешной торговой марки: нишевание, ценность для потребителя, удачное позиционирование и отражающий его дизайн, делится управляющий партнер брендингового агентства A.STUDIO Анна Собянина.

— Сырки «Б.Ю. Александров» первыми заняли премиальную нишу в категории творожных сырков. Это позволило им выделиться на фоне массового продукта и стать лидером в своем ценовом сегменте. Дополнительная ценность марки состоит в том, что она напрямую ассоциируется с роскошью – потребление этих сырков позволяет покупателям ощущать превосходство и усиливает их чувство собственного достоинства, так как они покупают для себя лучшее из предложенного. Премиальную направленность отражает дизайн упаковки: картонная коробочка стала визитной карточкой бренда. Внутренняя упаковка переливается золотом, что подчеркивает аристократичность, статусность сырков и их отличие от массового сегмента.

Эксперт добавляет, что популярность этих сырков усилила освещенность в соцсетях: на них делали обзоры известные блогеры, появилась серия мемов, где сырки «Б.Ю.Александров» выступают показателем красивой и успешной жизни.

Не только сырки

По данным Streda Consulting, «Ростагроэкспорт» в 2019 году занял 17-е место в топ-30 переработчиков молока в России, а общая выручка компании составила 9,4 млрд руб. Помимо продукции под брендом «Б.Ю. Александров» предприятие выпускает цельномолочную продукцию под торговыми марками «Ростагроэкспорт», «Ностальгия», «Крепыш», «Вкусный день», «Знакомый вкус», «Шокомастер», которые находятся в среднем и частично низком ценовых сегментах, рассказывает Груздев.

К слову, под брендами «Ростагроэкспорт», «Ностальгия» и «Знакомый вкус» компания тоже выпускает глазированные творожные сырки.

— Судя по отзывам на эти сырки, потребителям нравятся их вкус и качество. В популярности бренду «Б.Ю. Александров» они уступают из-за того, что коммуникация упомянутых торговых марок незначительно отличается от других сырков массового сегмента, — делится Собянина.

Сегодня под торговой маркой «Б.Ю. Александров» «Ростагроэкспорт» выпускает целую линейку продукции: творожную массу, десерты, пудинги, сметану, кефир, ряженку. Под этим брендом производится даже немолочная продукция – овсяные напитки, и десерты для потребителей, придерживающихся растительного питания.

— В массовой цельномолочной категории достаточно трудно создать уникальный продукт, и в премиальном сегменте «Ростагроэкспорт» будет уже не первыми. Например, компания «Молочная культура» благодаря хорошему маркетингу создала сильный премиальный бренд в категориях питьевого молока и йогуртов. Поэтому в сопоставимых масштабах повторить успех, которого «Ростагроэкспорт» добился в сегменте сырков, с другой цельномолочной продукции под брендом «Б.Ю. Александров» компании уже вряд ли удастся. Сама идея расширения бренда на другие категории продукции имеет право на существование, а вот получится ли что-то стоящее в плане реализации этой продукции на полке – будет зависеть от того, насколько грамотно в настоящий момент выстроен менеджмент в компании, — рассуждает Груздев.

Поиск альтернатив и борьба с крупными конкурентами

В начале 2000-х на российский рынок вышло несколько гигантов с мировым именем, которые потеснили Александрова. Любой другой производитель наверняка сдался бы в условиях жёсткого прессинга, но «Ростагроэкспорт» пошёл по другому пути — началось производство шоколадных конфет и других молочных продуктов. Особого внимания заслуживает тот факт, что популярные виды плавленых сыров «Дружба» и «Янтарь» также начали выпускаться компанией. Премиальность никуда не делась и полюбившиеся всем в 90-е глазированные сырки в молочном шоколаде по статистике за 2010 год принесли компании Бориса Александрова примерно 3 млрд руб. всей прибыли.

Каталог оборудования для производства творога и творожной массы.