Общественный контроль

Содержание

Проект «За честные закупки»

С 01.09.2013 при идеологической и технической координации со стороны НАИЗ запущен проект Общероссийского народного фронта «За честные закупки» (http://zachestnyezakupki.onf.ru). Это открытая сеть для борьбы с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний.

Обратите внимание, что под словом «борьба» подразумеваются не только карательные меры, но и обучение заказчиков. В проекте могут работать любые желающие — и общественные структуры, и эксперты

Логика работы проекта построена на поиске сомнительных закупок. Эксперт выносит информацию на общественное обсуждение (некий аналог общественных обсуждений миллиардников), при необходимости подается жалоба в антимонопольный орган или иные контролирующие структуры. Как только информация по закупке добавляется на сайт, автоматически с официального сайта приходят данные о контактных лицах заказчика. Этим лицам направляются уведомление о размещении на сайте и приглашение участвовать в обсуждении.

Также для развития проекта предполагается формирование общественного и экспертного советов.

Главное правило, действующее на проекте, — закупку не отмени, а измени. То есть ориентация на результат, как раз то, что заложено в контрактной системе.

Г.А.Сухадольский

Исполнительный директор

Национальной ассоциации

институтов закупок

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

  • составлять протоколы;
  • рассматривать дела;
  • выдавать предписания;
  • обращаться в правоохранительные органы и суд.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Основные права физических лиц, осуществляющих общественный контроль

Люди, занимающиеся этой деятельностью, имеют право:

  • проводить мониторинг;
  • обращаться с жалобами от своего имени в суд и правоохранительные органы;
  • направлять предложения.

Они имеют право публиковать отчеты о работе на специальных сайтах. Например, РОО «Общественный контроль» выводит всю информацию на своем сайте. Контролеры могут запрашивать у контролируемых органов необходимую информацию и документы, направлять материалы в органы власти при выявлении нарушений. Государственные органы, получившие обращение, должны дать ответ в течение 30 дней. Если случай требует мгновенного разбирательства, ответ должен быть предоставлен сразу же.

Что не могут проверять и делать общественные контролеры?

Организации и отдельные лица не имеют права проверять бухгалтерские и другие бумаги, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Закрыт для них доступ к исследованию правильности использования контрольно-кассовой техники, трудовых договоров и медицинских книжек.

Общественные контролеры не могут требовать пропуска в служебные помещения или возврат средств за контрольную закупку. Последнее можно сделать только через суд.

Если хотите стать контролером, необходимо пройти обучение. Оно включает теоретические занятия, участие в мероприятиях вместе с опытными наблюдателями. Занятия обычно проводят юристы, психологи, общественники. Курсы обычно проводятся бесплатно.

Особенности общественного контроля

Он осуществляется на основе самоорганизации граждан или отдельными людьми по собственной инициативе. В России контролем занимаются:

  • различные правозащитные организации;
  • НКО;
  • общественные палаты.

Все они имеют право следить за деятельностью государственных структур, органов местного самоуправления и других организаций. Если человек не нашел защиты своих прав или интересов в муниципальных и других гос. органах, он может обратиться в общественные объединения для решения вопроса в судебном порядке.

В состав общественного совета не могут входить:

  • лица, замещающие государственные должности;
  • гос. служащие;
  • граждане с судимостью;
  • люди с двойным гражданством.

Субъекты общественного контроля

В силу ст. 9 Закона об общественном контроле субъектами последнего являются:

  • Общественная палата РФ;
  • общественные палаты субъектов РФ;
  • общественные палаты (советы) муниципальных образований;
  • общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, могут создаваться:

  • общественные наблюдательные комиссии;
  • общественные инспекции;
  • группы общественного контроля;
  • иные организационные структуры общественного контроля.

Указанные субъекты наделяются следующими правами:

  • реализовывать общественный контроль в формах, предусмотренных Законом об общественном контроле и другими федеральными законами;
  • выступать в качестве инициаторов, организаторов мероприятий, проводимых в рамках общественного контроля, а также участвовать в проводимых мероприятиях;
  • запрашивать в соответствии с законодательством РФ у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, необходимую для общественного контроля информацию, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  • посещать в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
  • подготавливать по результатам общественного контроля итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации;
  • в случае выявления фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций направлять в соответствии с федеральным законодательством материалы, полученные в ходе общественного контроля, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченным по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ и в органы прокуратуры;
  • обращаться в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ.

Помимо прав, Закон об общественном контроле возлагает на субъектов контроля следующие обязанности:

  • соблюдать законодательство РФ об общественном контроле;
  • соблюдать установленные федеральными законами ограничения, связанные с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления;
  • не создавать препятствий законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, исполняющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;
  • соблюдать конфиденциальность полученной в ходе осуществления общественного контроля информации, если ее распространение ограничено федеральными законами;
  • обнародовать информацию о своей деятельности по общественному контролю и о результатах контроля в соответствии с Законом об общественном контроле;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством РФ.

Заключение

Закон об общественном контроле предусматривает, что в случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и его участников, а также необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля и его участников в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на указанные органы и организации влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

А.Павелин

Эксперт журнала

«Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности

государственных (муниципальных)

учреждений»