Фз об общественном контроле

Содержание

Декларируется, но не предусматривается возможность личного гражданского контроля

Статья 1 Федерального закона «устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».

В статье 4 Федерального закона дается следующее определение понятия «общественный контроль»: «Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».

Следовательно, в соответствии с нормами Федерального закона общественный контроль осуществляется в отношении деятельности органов власти, а также государственных и муниципальных организаций, исполняющих отдельные публичные полномочия.

В соответствии с Федеральным законом субъектами общественного контроля являются «1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», но не граждане.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля».

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона граждане могут принимать участие в общественном контроле только «в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Следовательно, несмотря на установленную статьей 3 Федерального закона норму, в соответствии с которой «граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций», реально граждане могут участвовать в общественном контроле только в составе тех или иных организаций или «организационных структур», то есть их личное участие в общественном контроле фактически только декларируется, но не предусматривается.

Как бы ни понимались эти новые нормы российского законодательства, они дают приоритет в общественном контроле общественным палатам и общественным советам, а не самим гражданам.

Насколько эти общественные советы и общественные палаты представляют интересы граждан, в российском законодательстве и правоприменительной практике не определено, потому что эти советы и палаты не формируются на основе прямых выборов гражданами и не берут на себя добровольно обязательства представлять их интересы, хотя нередко такое собственное представительство декларируют.

В такой ситуации в нашей стране достижение целей общественного контроля, установленных частью 1 статьи 5 Федерального закона, будет определяться складывающейся практикой применения его норм.

Дело в том, что в российском законодательстве не существует гарантий того, что общественные палаты и общественные советы будут обеспечивать приоритеты и интересы граждан.

Поэтому не существуют и не вводятся законом об общественном контроле правовые гарантии того, что субъекты общественного контроля будут обеспечивать реализацию и защиту «прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций», учет «общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» при принятии государственных и муниципальных решений, а также общественную оценку деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих публичные полномочия, в соответствии с приоритетами и интересами граждан и общественных объединений.

Какие были внесены изменения?

В ходе изменений, состоявшихся 3 июля 2016 года, часть 3 статьи 2, предусматривающая сферу распространения действия настоящего законодательства, была дополнена отношениями, которые возникают в области защиты окружающей среды, когда общественный инспектор исполняет функции экологического контроля.

Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2017 года. Во время редакции часть 3 статьи 2 была расширена положением, предусматривающим распространение законодательства на отношения, связанные с обсуждением и слушанием решений, принимаемых в соответствии с законом о Градостроительной деятельности.

Также при последних изменениях была исключена часть 2 статьи 25.

Цель экспертного заключения

Как известно, Президент РФ Владимир Путин 12 марта 2014 года внёс на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Этот проект федерального закона был рассмотрен в течение весенней сессии и принят Государственной Думой 4 июля 2014 года, затем одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года и подписан Президентом РФ 21 июля 2014 года. По истечении десяти дней со дня официального опубликования, то есть с 2 августа 2014 года, настоящий Федеральный закон вступил в силу и подлежит исполнению всеми субъектами правовых отношений в Российской Федерации.

Изменения в ФЗ 212 об общественном контроле в РФ

Последние поправки в Федеральный закон о проведении контролирующих мероприятий были введены 3 июля 2016 и вступили в силу 1 января 2017. Коррективы были внесены в статью 2 в рамках изменения закона «Об охране окружающей среды» и приведения других законодательных актов в соответствие с вводимыми поправками.

Статья 2 ФЗ 212 определяет правовую основу для соответствующих действий со стороны граждан. Положение регулирует следующие аспекты:

  • все осуществляемые действия не должны противоречить данному закону или иным правовым актам РФ;
  • предписывается ряд организаций и учреждений, надзор над действиями которых регулируется в отдельном порядке соответствующими законами;
  • действие ФЗ 212 не распространяется на проведение выборов и референдумов, а также в отношении охраны окружающей среды.

Статьей 2 устанавливается запрет на принятие актов, которые могут препятствовать проведению предписанных действий. Изменения, внесенные в данное положение, коснулись редакции части 3 и добавили формулировку о порядке общественного контроля над деятельностью в сфере охраны окружающей среды.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43