Санпин 2409 08

Содержание

Изменения СанПиН в 2019 году

Последние поправки к СанПиН были утверждены весной 2019 года, и коснулись они всех сфер школьной жизни. Что касается столовой, то теперь окна в пищеблоке и обеденном зале не обязательны. Разрешено и отсутствие инсоляции в административно-хозяйственных помещениях. Раньше существовало требование к ориентированию окон в классах: на восточную, южную и юго-восточную стороны. Окна столовой могли выходить на север. Однако в 2019 году это требование утратило силу.

Второе существенное изменение санитарных норм коснулось дополнительного обогащения рациона витаминами и микроэлементами. Так, сегодня в некоторые продукты и готовые блюда могут добавляться специальные витаминно-минеральные премиксы (предварительно смешанные сухие компоненты). Дополнительно учащиеся могут получать витаминизированные напитки. С начала 2020 года при приготовлении блюд будет использоваться только йодированная поваренная соль.

Йод относится к жизненно важным элементам, но в России практически нет территорий, где бы не было дефицита йода в почве, воде и местных продуктах. Как следствие, возникает дефицит йода в организме у взрослых и детей. Он приводит к ухудшению общего самочувствия, головным болям, постоянному чувству усталости, снижению концентрации, сонливости, задержке психического и физического развития, нарушениям работы ЖКТ. По этой причине было решено проводить массовую йодную профилактику, а замена обычной поваренной соли йодированной – самое простое и эффективное решение.

Об утверждении СанПиН 2.4.5. 2409-08

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О сани-тарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодатель-ства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч.1), ст.1; 2003, № 2, ст.167; № 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 1, ст.10; 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213, .2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; Российская газета 2008, № 153) и постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Поло-жения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, №47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953) ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить СанПиН 2.4.5.2409–08 «Санитарно-эпидемиологические тре-бования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учрежде-ниях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (приложение). 2. Признать утратившими силу: — пункты 2.3.25., 2.3.26., 2.12. санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обу-чения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от 28.11.2002 № 44 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002, регистрационный № 3997); — пункты 2.2.5., 2.7., приложения 4, 5, 6 и 7 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образователь-ных учреждениях начального профессионального образования», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Фе-дерации, первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федера-ции от 28.01.2003, № 2 (зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2003, регист-рационный № 4204) (с изменениями). 3. Ввести в действие указанные санитарные правила с 1 октября 2008г. $SIGN

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 августа, регистрационный номер 12085

Обед

Школьный обед содержит большее количество блюд и может быть намного разнообразней завтрака. Учащимся также должна быть предложена закуска, причем в данном случае предпочтительнее всего легкий овощной салат, возбуждающий аппетит.

Классический школьный обед должен состоять из двух блюд (не считая салата): первого и второго. На первое предлагается горячее жидкое блюдо (борщ, суп любого вида, щи, рассольник). На второе блюдо мясное или рыбное, либо из птицы. В качестве гарнира может быть использована рисовая, гречневая, кукурузная каша, макароны различных сортов, картофель или картофельное пюре, овощное рагу. Часто в порцию добавляется подливка. Школьный обед также должен содержать горячий или холодный напиток: компот, кисель, чай. К горячим блюдам предлагается пшеничный или ржаной хлеб.

Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании

День недели 1 неделя 2 неделя
Завтрак Обед Завтрак Обед
Понедельник Каша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чай Суп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктов Морковно-творожная запеканка, манная каша, чай Суп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный
Вторник Сырники, манная каша, чай Суп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сок Макароны с сыром, яйцо, какао Куриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот
Среда Омлет, бутерброд с маслом и сыром, какао Куриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенный Каша пшенная молочная, йогурт, вафля Салат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов
Четверг Ленивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чай Винегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандаринов Омлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогат Морковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот
Пятница Молочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогат Борщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновый Каша овсяная, сырник, чай Салат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный
День недели 1 неделя 2 неделя
Полдник Ужин Полдник Ужин
Понедельник Кефир, булочка, яблоко Картофельная запеканка Сок, булочка, яблоко Рыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель
Вторник Молоко, вафли Рыбные котлеты с творогом, рис, кисель Ватрушка, молоко, банан Мясные фрикадельки, овощное рагу
Среда Банан, зефир Тушеная капуста, сосиски, чай Кефир, оладьи с яблоками Плов, чай, вафля
Четверг Какао, булочка, яблоко Овощная запеканка, яйцо, чай Какао, печенье, ягоды Зразы с луком и яйцом, макароны, сок
Пятница Вафли, йогурт, банан Рыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сок Йогурт, вафли, зефир Тушенная капуста с мясом, чай

Бразилия

Бразильский завтрак отличается достаточно большим объемом порций. Также в его состав входят особенные продукты, характерные для жителей Южной Америки. Так, школьный завтрак содержит в себе бразильский рис с бобами, несколько видов салатов, цельнозерновой хлеб и традиционный жареный банан.

Горячее питания в образовательных учреждениях должно быть полноценным и сбалансированным, а также полезным, чтобы как можно меньшее количество школьников получало такие серьезные заболевания, как гастрит, панкреатит, гастродуоденит, хеликобактериоз или даже язва

Ведь в школьные годы важно оставаться здоровым, активным и способным получать качественное образование. Именно поэтому организация питания детей в школе является основой формирования интеллектуального потенциала учащихся и здорового образа жизни

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Организация оптимальных условий ведения образовательного процесса в школах невозможна без обеспечения учащихся и кадрового состава горячим питанием, соответствующим требованиям рациональности, безопасности и разнообразности

  • вариативность форм организации школьного питания (доступные варианты — поддержание полного цикла приготовления пищи, закупка полуфабрикатов с их последующим разогревом, реализация готовой продукции, получаемой от третьих лиц согласно заключенному договору);
  • требования к помещениям, оборудованию, инвентарю столовой ОУ;
  • порядок составления меню с учетом принципов рационального питания, сезонности, территориального фактора;
  • полномочия бракеражной комиссии по проверке соответствия свежести, органолептических характеристик и выхода готовых блюд утвержденным рецептурным нормам.

Примерное меню учащихся

Примерное меню школьников разрабатывает предприниматель или юридическое лицо, которое обеспечивает питание в школе. После этого меню согласовывается с директором школы и территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль.

Согласно СанПиН, меню разрабатывается на период не менее 10–14 дней. При этом нужно учитывать сезон, время пребывания в школе, суточную калорийность рациона и возрастные группы учащихся (7–11 и 12–18 лет). Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня или двух-трех последующих дней.

Все блюда, которые будут употреблять в пищу учащиеся, должны быть отварными, тушеными, запеченными или приготовленными на пару, что соответствует принципам здорового питания. Чистую воду разливать в стаканы в столовой нельзя, разрешено продавать ее исключительно в закрытых бутылках.

Примерное меню в образовательных учреждениях такое:

Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток. Рекомендуется добавить овощи и фрукты.

Обед: закуска (салат из огурцов, помидоров, моркови, свежей или квашеной капусты с зеленью), первое, второе (горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы), сладкое блюдо.

Полдник: напиток (сок/молоко/кисломолочный продукт/кисель) с булочным изделием или пирожным без крема.

Ужин: каша/овощное/творожное блюдо, основное второе блюдо (мясо/птица/рыба), напиток (сок/чай/кисель).

По СанПиН некоторые продукты и блюда готовить и продавать в школах запрещено, в частности:

  • яйца водоплавающих птиц и яйца с загрязненной скорлупой;
  • непотрошеную птицу;
  • мясо диких животных;
  • консервы в деформированных упаковках и упаковках без этикеток;
  • овощи с признаками порчи;
  • острые приправы – горчицу, хрен, уксус;
  • остатки приготовленной накануне пищи;
  • квас, простоквашу, творог из непастеризованного молока;
  • пирожные и торты с кремом;
  • газированные напитки;
  • натуральный кофе, энергетические напитки;
  • жевательную резинку;
  • арахис, ядра абрикосовой косточки.

Сегодня организации питания школьников уделяется пристальное внимание. За 2019 год Роспотребнадзор проверил больше семи тысяч школьных пищеблоков

Все выявленные нарушения руководство учебных учреждений должно исправить в кратчайшие сроки.

Также в конце октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о питании в школах, реализацию которого планируется начать уже в 2020 году. Основной посыл – обеспечение школьников горячим питанием, причем все блюда должны соответствовать СанПиН и принципам здорового рациона. Пока планируется в обязательном порядке бесплатно кормить учеников начальных классов.

Дети проводят в школе большую часть времени, и полноценное, сбалансированное питание – залог поддержки их здоровья и улучшения образовательного процесса.-

СанПиН 2021: что изменилось для школ

Требования к количеству учеников. Раньше учеников в классе должно было быть не больше 25, теперь их количество не ограничено. Главное, чтобы на одного человека в классе было не меньше 2,5 кв.м.

Свободный объем домашних заданий. В предыдущих СанПиН бы прописан объем домашних заданий, теперь он не ограничен. Но у учеников должен быть один облегченный учебный день в среду или в четверг. 

. Нельзя проводить больше одного экзамена в день. Перерыв между экзаменами составляет не меньше 2 дней. Если школьники сдают много экзаменов по выбору, они могут делать это через день. При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием. Независимо от продолжительности экзамена обеспечивается питьевой режим.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

План организации питания в школе

Учащиеся школ также должны получать образование, связанное с формированием их рациона питания. В связи с такой необходимостью в общеобразовательных учреждениях проводятся массовые мероприятия, классные часы и профилактические беседы с учащимися на тему правильного и здорового питания. Перед началом каждой учебной четверти (полугодия) разрабатывается план организации питания в школе. Основной частью его разработки является составление качественного меню и планирование поставки необходимой продукции в школу. Также составляется предварительный список мероприятий.

Например, с учениками начальной школы (1-4 класс) можно провести интересное мероприятие на тему «День правильного питания» или «Жизнь сладкоежек».

Для учеников 5-9 классов можно устроить классный час по следующим темам: «Кто такие валеологи?», «Правильное питание в школе» или «Зачем соблюдать диету?»

А для учащихся старшей школы (10-11 класс) можно устроить анкетирование «Мое питание» или круглый стол по темам: «Мы – то, что мы едим» или «Что такое быстрая еда, или почему не стоит следовать современной моде?»

Требования к оборудованию школьной столовой

Посуда, тара, инвентарь, оборудование школьной столовой должны соответствовать санитарным требованиям:

  • стулья, столы, табуреты и другая мебель в столовой должны быть выполнены из материалов, которые можно мыть;
  • стеллажи и другая кухонная мебель должны располагаться на 15 сантиметров выше пола, чтобы можно было проводить влажную уборку;
  • в столовой можно использовать только фарфоровую, стеклянную и фаянсовую посуду и столовые приборы из нержавеющей стали. Также допускается использование одноразовой посуды и приборов, но материалы, из которых они изготовлены, должны быть безопасными;
  • кухонную посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, поврежденной эмалью и другими дефектами использовать запрещено. Нельзя использовать и столовые приборы из алюминия, а при приготовлении блюд – разделочные доски из пластмассы и фанеры.

Не так давно в школах начали устанавливать автоматы с соками, нектарами и другими напитками. Если такое оборудование появилось в учебном заведении, оно также должно соответствовать нормам СанПиН. Так, если в таком холодильнике есть молоко, оно должно быть только стерилизованным и расфасованным в упаковки не более 350 миллилитров. Чистая вода в таких автоматах должна быть негазированной, а объем бутылок не должен превышать 500 миллилитров.

На складах и в помещениях для хранения продуктов постоянно должен поддерживаться рекомендуемый уровень влажности и температуры. Для контроля можно использовать специальные термометры (не ртутные). Проверку же всего оборудования обычно проводят ежегодно перед началом учебного года.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

Что изменилось в питании в образовательных организаций

Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц. 

Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах. 

СанПиН 2021: что изменилось для всех образовательных организаций

. Теперь педагоги и другие сотрудники образовательных организаций должны не только иметь заполненную медкнижку и проходить профессиональную гигиеническую подготовку, но и проходить обязательную вакцинацию. Раньше это уже было записано в законе о вакцинации, но теперь закреплено и в СанПиН. 

Обязательное горячее питание. С 1 сентября 2020 года младших школьников должны кормить горячими обедами. Теперь это закреплено в СанПин. Также сказано, что для всех, кто занимается в организациях больше 4 часов, должна быть организована возможность горячего питания. Это не значит, что детей нужно кормить бесплатно, но значит, что в учреждениях дополнительного образования должны появиться не только буфеты, но и столовая. По крайней мере, если дети в этих учреждениях занимаются в нескольких секциях подряд. 

Запрещен детский труд. Детей нельзя допускать к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим работам с вредными и опасными условиями труда. Теперь субботники будут проходить в другом формате (если, конечно, они останутся).

Требования к детским комнатам и центрам. Теперь их деятельность регламентируется: у них может не быть собственной территории, но должны быть комната для персонала, место для мытья и хранения игрушек; они могут использовать туалеты соседних организаций; должны организовать доступ к питьевой воде; обязаны не допускать детей с визуальными признаками инфекционных заболеваний. В детских центрах, работающих как группы дневного пребывания, должны быть свой туалет и, если дети занимаются больше 4 часов, должно быть организовано питание. 

. Для дистанционного обучения нельзя использовать мобильные телефоны. Но как будут проверять наличие ноутбука у каждого ученика, неизвестно. При этом ученики младших классов могут использовать ноутбуки только при наличии дополнительной клавиатуры, чтобы сидеть подальше от экрана. Уроки должны длиться не дольше 40 минут и заканчиваться не позже 18.00. 

Принципы питания

  1. Пища должна соответствовать возрастным нормам. Количество основных веществ указано в приложении 10 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
  2. При составлении рациона учитывают социальные, климатические, территориальные и другие особенности. Новые нормативы учитывают возможность замены блюд. Дефицит веществ компенсируется применением разрешенных биологически активных веществ и витаминов.
  3. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании согласно указаниям лечащего врача, составляется особое меню.
  4. Нужно исключить из рациона детей продукты, запрещенные к употреблению.

Для учреждений профессионального образования

включают в рацион молоко и продукты из него, т.к

это источник кальция, необходимого для роста костей;
также обязательно наличие в подростковом меню мяса и рыбы как материалов для роста мышц;
важно увеличить на 10% калорийность блюд для занимающихся в спортивных секциях и других категорий учащихся с повышенной физической нагрузкой;
необходимо сократить количество сахара, сладкой сдобы для предотвращения угревой сыпи.

Для общеобразовательных учреждений

  1. Необходимо включать в меню белковую пищу: мясные продукты, творог, молоко, яйца.
  2. В рационе учащихся 30% жиров должны иметь растительное происхождение.
  3. В состав пищи включаются пищевые волокна. Их должно быть не менее 10-20 г в сутки. Это сухофрукты, цельнозерновой хлеб, рис, мука, бобовые, овощи.
  4. Еда должна быть многообразной, насыщенной витаминами и микроэлементами, сбалансированной по составу. Нельзя одни и те же блюда давать несколько дней подряд.
  5. Для детей, посещающих группу продленного дня, организовывают 2-4-разовое питание.
  6. В тех районах, где недостает какого-либо вещества, пищу школьников обогащают путем дополнительного введения нутриентов.
  7. Для приготовления блюд детского питания используют только йодированную соль.

Обед в школе.

Основные требования к школьному питанию

  • Организация горячего питания в школе должна обеспечивать полную безопасность предлагаемых продуктов.
  • Рацион питания учащихся должен формироваться заранее, на 20-30 дней вперед.
  • Рацион питания различных возрастных групп (7-11 лет и 12-18 лет) должен составляться отдельно с учетом требуемой питательности и калорийности продуктов.
  • Продукты должны проходить необходимую термическую обработку.
  • Недельный рацион питания должен быть разнообразным, однако возможно его повторение в конкретные дни недели (пятничное меню, субботнее меню и т. д.).
  • Блюда рекомендуется готовить непосредственно перед приемом пищи, не следует готовить продукты заранее или хранить их в холодильной камере.
  • Питание в общеобразовательных учреждениях должно быть доступным для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, то есть следует отдать предпочтение таким способам приготовления продуктов, как варка, тушение, приготовление на пару или в духовке.
  • Настоящий рацион питания должен соответствовать составленному меню, однако при надобности допускается замена блюд другими, равноценными им по питательности и энергетической ценности.
  • Ежедневное меню может быть представлено учащимся для ознакомления, его следует вывесить перед входом в пищевой блок или непосредственно в нем.
  • Прием продовольствия от поставщиков должен сопровождаться получением необходимых документов, свидетельствующих о качестве и безопасности продукции.
  • Транспортировка продуктов в учебные заведения должна соответствовать санитарным требованиям.
  • На территории школ возможна организация дополнительных пищевых блоков: буфетов для свободного выбора учащимися пищевых продуктов и их приобретения.

Питьевой режим школьников

  1. Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
  2. Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
  3. Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
  4. Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
  5. Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
  6. Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть — не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца — дезинфицировать.
  7. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.

Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.

Требования СанПиН для школьной столовой

  • базовым организационным единицам (комбинаты питания), обеспечивающим полный цикл работы — от закупки продовольственного сырья до выдачи готовых блюд;
  • станциям общественного питания доготовочного типа, осуществляющих обработку кулинарных полуфабрикатов; школьным столовым, работающим с разными типами пищевого сырья в рамках утвержденного меню;
  • буфетам и раздаточным, специализирующимся на реализации готовой кулинарной продукции.
  1. Вода, централизованно подаваемая по системам холодного и горячего водоснабжения, должна соответствовать нормативам, утвержденным для питьевой жидкости.
  2. Во всех производственных помещениях школьной столовой должны быть установлены источники водоснабжения (раковины, моечные ванные), в том числе резервные, которые могут быть использованы при проведении ремонтных и профилактических работ. В обеденном зале необходимо монтировать умывальники из расчета одна единица на 20 человек, а также оборудовать установку с электро- или одноразовыми полотенцами.
  3. При отсутствии возможности подключения к централизованному водоснабжению образовательная организация обязана обустроить водопровод, подпитываемый из артезианской скважины, с системой водозабора и коптажа. Аналогичные требования применяются к регулированию хозяйственной деятельности школ, которые по причине инфраструктурных особенностей не могут быть подключены к канализационной системе, при этом порядок утилизации сточных вод и бытовых отходов должен быть согласован с локальными органами исполнительной власти.
  4. В ходе проведения работ по капитальной реконструкции здания требованиями СанПиН для школьной столовой предусмотрена установка дополнительной системы кондиционирования воздуха в горячих цехах, на складе школьного пищеблока. Зоны повышенного загрязнения пищеблока (моечные ванные, тепловые установки) должны быть оборудованы точками вытяжной системы вентиляции в дополнение к приточно-вытяжному модулю. Источники искусственного освещения, которые должны быть защищены от влаги и пыли специальным напылением, запрещено размещать над источниками тепла (плитами), разделочными столами, функциональным оборудованием.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Основные требования СанПиН

Требования, предъявляемые к работе школ, утверждены на государственном уровне. Они затрагивают все аспекты деятельности образовательного учреждения: обеспечение безопасности детей, формирование классов, требования к мебели, освещению, квалификации сотрудников. Работа столовой не исключение. Соответствующий СанПиН утвержден главным санитарным врачом России. Сегодня действует документ 2010 года.

Администрации школ, лицеев, гимназий, колледжей, кадетских корпусов, интернатов, а также компании, организующие питание в образовательных организациях, должны придерживаться правил, прописанных в документе. Все эти правила направлены на поддержание здоровья детей и предотвращение возникновения инфекционных заболеваний и отравлений.

В частности, из СанПиН можно узнать:

  • какие формы организации питания в школах могут быть (допускается как приготовление обедов на месте, так и продажа уже готовой продукции);
  • каковы требования к помещениям для приготовления или продажи продуктов (оснащение инвентарем для нарезки продуктов, разогрева, а также мытья посуды);
  • частоту вывоза отходов и требования к мусорным контейнерам (так, мусор нельзя сжигать, а освобождать контейнеры нужно при заполнении их на 2/3);
  • сколько кранов с питьевой водой должно быть в столовой для приготовления пищи и мытья рук;
  • действия в случае выхода из строя необходимого для хранения и приготовления пищи оборудования (при поломке холодильников меню должно быть скорректировано);
  • маркировку, которая должна быть на инвентаре и оборудовании (СМ – «сырое мясо», СР – «сырая рыба»);
  • как правильно мыть и дезинфицировать поверхности и инвентарь (посуду для приготовления и подачи блюд нужно мыть отдельно, тряпки для столов после рабочего дня нужно замачивать и кипятить или дезинфицировать, а после тщательно просушивать);
  • принципы формирования меню (учитываются сезонность, территориальные особенности питания, период пребывания учащихся на улице, возрастная группа).

СанПиН для школьной столовой включает и нормы, которые можно использовать еще на этапе строительства учебного заведения. Так, площадь столовой должна быть достаточной для размещения в ней всех учеников в два приема, а к складским помещениям должен быть организован подъезд транспорта.