Как работает школьный психолог: о непосильной нагрузке

Содержание

Педагог-психолог: плюсы и минусы профессии

Будущие студенты факультетов психологии, а также те, кто уже получил высшее образование по специальности «Педагог-психолог», начинают размышлять о том, что предусматривает выбранное ими направление деятельности. Это связано с тем, что сфера психологии подразумевает много разнообразных областей. Чтобы выбрать действительно подходящее профессиональное направление будущей деятельности, которое будет приносить удовольствие, необходимо обладать как можно большим количеством информации о том, что входит в обязанности такого рода специалиста, где он может работать, какими качествами должен обладать, где получить соответствующее образование.

Документация педагога-психолога образовательного учреждения

Подробности
Опубликовано: 18.10.2012 11:52
Просмотров: 49648

В основе документации положены следующие принципы (Семаго М.М.)

  1. Документация должна основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ: Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000), материалах Всероссийского совещания «Служба практической психологии с системе образования России» (6-7.06.2002, г. Москва).
  2. Документация должна охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
  3. Документация должна обладать определенной унификацией для деятельности педагогов-психологов всех типов образовательных учреждений.

Вся документация педагога-психолога делится на общую (формы учета деятельности и отчетная документация общего характера) и специальную (документация для «служебного пользования»).

Общая документация служит задаче непосредственной регистрации и отражения содержания деятельности педагога-психолога. Рабочая документация может являться открытой для контроля различными представителями контролирующих инстанций.

К ней относятся:

  1. План  работы (на учебный год).
  2. График работы.
  3. Журнал регистрации видов работ.
  4. Отчет о работе (за учебный год).
  5. Программы факультативов, коррекционных/развивающих занятий.
  6. Отчеты по результатам диагностических обследований.

План работы, график работы, годовой отчет оформляются в двух экземплярах и хранятся у руководителя образовательного учреждения и самого специалиста.

Кроме документации общего характера, педагог-психолог ведет документацию «для служебного пользования» (протоколы, заключения по индивидуальному и групповому обследованию, психологические карты развития ребенка, данные бесед, наблюдений и т.п.). Эта документация является закрытой и может быть представлена для контроля только по запросу профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в сейфе, закрытом шкафу). На основании «документов служебного пользования» педагог-психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.

К этой документации относятся:

  1. журнал консультаций;
  2. журнал учета индивидуальных и групповых форм работы;
  3. протоколы и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной);
  4. наблюдения за детьми во время коррекционных / развивающих занятий;
  5. карты развития ребенка (помощи…).

Заполнение основных видов документации

Перспективный план работы (на учебный год).

Планирование всего объема работы педагогом-психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в соответствии с профилем конкретного учреждения, запросами администрации данного образовательного учреждения.

Годовой план работы утверждается подписью и печатью руководителя образовательного учреждения.

План работы включает цели, задачи и направления профессиональной деятельности. Он может дополнительно составляться на периоды, принятые как отчетные в данном учреждении (неделя, месяц, квартал, учебная четверть).

Структура плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности: психологическая диагностика, психологическая профилактика, психологическое просвещение, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, экспертная деятельность, организационно-методическая работа.

При наличии двух и более специалистов в образовательном учреждении рекомендуется добавить графу «Ответственный».

Во вложениях находятся формы основных документов, а также презентации занятий «Школы начинающего психолога».

Вложения:
Документация психолога 160 Кб
Журнал 271 Кб
Комплексное обеспечение психодиагностической практики 33 Кб
Оформление коррекционно-развивающих программ 59 Кб
Перечень нормативно-правовых документов 34 Кб
Презентации.rar 614 Кб
Примерная схема психологического заключения при поступлении на ПМПК 40 Кб
Психологическое представление на ПМПК 35 Кб
Рекомендации по самопрезентации 53 Кб
Темы для бесед с детьми 45 Кб

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Деятельность школьного психолога — заложника противоречивой системы

Мы предполагаем, что школьный психолог — специалист, он компетентен, разбирается в детской психике и в нужный момент подскажет, как нужно поступать родителям с ребенком. Что мы видим на самом деле?

Школьные психологи разводят руками, вызывают родителей, часами анкетируют ребенка. Почему так происходит?

Школьный психолог всегда заложник системы. Деятельность школьного психолога руководство оценивает по количеству проверенных тестов или анкет, а родители — по тому, как ребенок чувствует себя в школе. Вот тут и возникают противоречия системы.

При этом школьные психологи вынуждены тратить на эту работу время. А затем делать выводы по тестам и анкетам. По результатам своего «анализа» могут направить к психологу в поликлинику или специальный центр, или даже к психиатру. Родители и дети пугаются в итоге любого упоминания о школьном психологе.

Дети также обращаются к школьным психологам. Их обычно волнуют вопросы своей необычности и непохожести на других ребят. И вот с такими запросами им предлагают стандартные анкеты, где их, условно говоря, «причесывают всех под одну гребенку». На форумах подростки вообще очень жестко пишут о школьных психологах. Их запросы в большинстве случаев остаются без ответа, поэтому они ищут «утешения» в интернете и попадают в сомнительные группы.

Родители — дети — психолог: кто крайний?

Когда же родители на форумах обсуждают вопросы работы школьных психологов, всегда возникает две крайности. Одна — «никому нельзя верить», «все специалисты плохие», «ничего не знают о детях». И вторая — наоборот: верить всем на слово, раз сказал школьный психолог, значит так и есть и приговор обжалованию не подлежит.

На самом деле, в обоих случаях крайним остается ребенок, поскольку его взрослые воспринимают как объект психологического и педагогического воздействия. Этакий мячик для пинг-понга — его пинают, им играют…

А если взрослые проигрывают, то это мячик виноват — не туда полетел, не так отскочил или слишком высоко подпрыгнул.

Так и ребенок. Если по каким-то причинам он не «поддается» на разные методики, то делается вывод: значит, это ребенок плохой/непутевый/медлительный/гиперактивный/необучаемый и т.д.

И тут уже родителям совсем можно запутаться, потому что непонятно, что делать нужно.

А что если школьный психолог все-таки ошибается?

Что делать родителям, если школьный психолог не помогает

Ответ очевиден: нужно разобраться самим. Тем более что новейшие открытия в области психологии позволяют это сделать любому родителю. При этом не нужно тестов, анкет и долгих расспросов. Базовые моменты видны сразу. Открытие за открытием происходят прямо во время бесплатного тренинга.

Раскрываются как на ладони причины того или иного поступка ребенка. Становится понятно, как именно с ним нужно взаимодействовать, чтобы он учился с удовольствием. А это не показывают всевозможные тесты.

Нужны более глубокие знания о психике человека. Эти знания в полном объеме раскрывает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Школьный психолог: особенности работы

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Что-то идет не так? Нужно звать психолога!

Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.

Ненормированный рабочий день может стать нормой

И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.

Ответственность за детей в школе и вне школы

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

Важность супервизии

И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Детская ситуация: как в ней разобраться

В школе существуют два совершенно разных народа — ученики и учителя. У них абсолютно разные мотивы, отношения, желания и восприятие происходящего. Наши педагоги часто не очень понимают, что такое детская ситуация. Они существуют отдельно, и им только кажется, что они знают, «кто первый начал». Плохо, когда ученики в курсе происходящего, а учителя нет.

И никогда «заявительная» система, когда психолог реагирует на внешние сигналы, не даст своевременную и достоверную информацию. Даже если у психолога есть «разветвлённая разведывательная сеть» — это не то. Таким образом к нему будут притекать только криминальные сведения. Он будет внутри системы презумпции виновности, которая у нас царит в школах.

Мы живём с посттравматическим сознанием, и слоган воспитательной работы почти в любой школе звучит как у чеховского героя Беликова — «кабы чего не вышло». Над учеником висит дамоклов меч вины.

Иногда, панически боясь проблем, учителя и вовсе переходят черту. Например, если в школе есть коррекционный класс, то в какой-то момент раздражённая учительница может припугнуть ученика, чьим поведением она недовольна — «смотри, будешь себя так вести, пойдешь в класс к дуракам». Эта фраза значит, что все мы очень сильно проиграли, и расхлебывать ситуацию придется долго, потому что вслед за взрослыми дети долго могут повторять ещё много всяких гадостей, унижая друг друга.

Конечно, надо понимать наши ограничения, но всё-таки попытаться в детскую ситуацию влезть. Например, пусть как-нибудь на тренинге взрослые поиграют в детей. Пусть это будет что-то спонтанное — социодрама, в которой встретятся разные силы, и каждый сможет взглянуть на одну и ту же ситуацию с разных сторон. Вообще педагог, у которого «внутренний ребенок» как-то проявляет себя, уже на порядок менее тревожен, поскольку имеет больше жизненного опыта и способен овладеть групповой динамикой не по учебнику.

В пединститутах не делают акцента на отношениях детей и к детям, на групповой динамике. Все эти свойства отношений проходят очень расплывчато в курсе психологии. Но если ты не понимаешь, что такое класс как группа, ты не сможешь понять, что в нём происходит.

Учебный процесс состоит, как минимум, из двух частей — из обмена знаниями и бурлящей групповой динамики детей.

Взрослый становится частью этой динамики не только тогда, когда ему подкладывают кнопку на стул. Педагог, старающийся этой динамики избегать, попадает в очень опасную ситуацию — становится просто охранником учебного процесса. Всем знакомая ситуация: раздражительная, безумно усталая учительница, не замечающая, как она рявкает на каждого, кто покушается на её учебный процесс, как охранник носится по классу и пытается заставить детей слушать, — конечно же, неэффективно.

А нужно просто уметь оглядываться.

Держать под наблюдением большой круг людей. Смотреть, не фокусируя внимания на одном, а воспринимать ситуацию целиком.

Бывают педагоги, которые не видят группу и не слышат. Я встречал педагогов, которые очень любят свою работу, но не умеют держать группу. Если же учитель, не владеющий групповой динамикой, не уверен в себе как человек, то его вооружённое профессионализмом «Я» идёт вразнос, давит и детей, и его самого. И вот тут школьный психолог должен это увидеть и принять меры.

Кабинет педагога-психолога

Кабинет является важным пространством для работы с детьми и общения с их родителями, поэтому к такому пространству предъявляется ряд требований:

  1. Кабинет должен быть полностью изолированным, использование в качестве профессионального кабинета проходной комнаты не допускается. Площадь помещения должна быть не меньше 20 м².
  2. В кабинете важна хорошая звукоизоляция, чтобы посторонние шумы не мешали проводимой в кабинете работе.
  3. Кабинет должен быть хорошо освещен. Цветовое оформление поможет в создании уютной и доверительной атмосферы. 
  4. Кабинет должен быть зонирован в соответствии с задачами работы, которая проводится в этом кабинете.

Источник фото: vened.pp.ru

Пример зонирования кабинета школьного психолога

Зона первой беседы—зона с письменным столом, картотекой, книжным стеллажом с необходимыми материалами. В этой зоне педагог-психолог может проводить первую индивидуальную беседу с клиентом.

Зона консультаций — оформляется максимально комфортно, чтобы ребенок или взрослый мог провести в этой зоне достаточное количество времени. Здесь могут располагаться уютные кресла, журнальный столик, лампы.

Зона игровой терапии — особенно важна при работе с детьми. Как правило, в этой зоне устанавливают мягкое напольное покрытие, размещают коробки с игрушками, место для рисования, лепки, другого творчества.

Зона релаксации — это зона, в которой ребенок или взрослый сможет расслабиться и освободиться от психоэмоционального напряжения. Предполагает наличие кушетки и кресел, может быть огорожена ширмой.

Основные задания, выполняемые ребенком при собеседовании у психолога

После устного тестирования, школьный психолог предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Особой популярностью у специалистов пользуются такие задания:

Психолог просит малыша нарисовать на листе бумаги человека (здесь специалист будет оценивать местоположение рисунка на листе, толщину линий, насколько прорисованы детали рисунка: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, нос, глаза, брови на лице, уши).

Ребенку предлагают продолжить предложение: «Сейчас светло, значит…», «Утром мы завтракаем, а днем…» и т.д.

Специалист предлагает малышу сыграть в игру. Психолог задает вопросы, а малыш должен отвечать на них так, как захочет, но нельзя использовать «запрещенные» слова: «да» и «нет». Например, «Ты любишь играть?» (ребенок должен отвечать: я люблю играть), «Тебе нравится болеть?» (мне не нравится болеть) и т.д.

Задание на знание геометрических фигур включает в себя не только вопросы типа: «Какие геометрические фигуры ты знаешь?» и «Перечисли геометрические фигуры», но и выполнение теста на логику. На листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.

Психолог просит ребенка разложить карточки в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Кроме того, ребенок должен озвучить свой рассказ.

Специалист называет ряд слов: лес, вода, хлеб и т.д. (всего 10 слов). Ребенок должен повторить все слова. Если ребенок не может их вспомнить, психолог повторяет слова, затем просит назвать их снова. Для прохождения этого задания ребенку дается три попытки.

Психолог раскладывает перед ребенком картинки (всего 10 шт.), просит малыша внимательно рассмотреть их и запомнить, а затем картинки убираются. Будущему первокласснику предлагают назвать все картинки, которые он вспомнит. При необходимости задание повторяется несколько раз.

Для выяснения математических способностей ребенку предлагают решить несложные математические примеры (на сложение и вычитание).

Мелкая моторика, аккуратность и способность к концентрации внимания проверяется путем просьбы вырезать картинку по линии.

Еще одно обязательное задание представляет собой тест с лишними картинками. Ребенку необходимо исключить лишний предмет из ряда карточек. Например, на карточке изображены животные: корова, коза, лошадь и кот. Требуется найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

Психолог предлагает ребенку выполнить графический диктант на листе в клеточку. Специалист диктует маршрут движения от определенной точки: например, три клеточки вверх, одну – вниз, две – влево, три – вправо и т.д. Затем ребенок должен нарисовать полученный рисунок ниже, но таким образом, чтобы он смотрел в другую сторону.

Как видите, перечисленные выше вопросы и задания, направленные на определение готовности ребенка к школе, не такие уж и сложные. И любой мало-мальски подготовленный малыш может с легкостью пройти собеседование у школьного психолога. Главное, не волноваться, систематически заниматься подготовкой ребенка к школе (в том числе, используя упомянутые нами вопросы и задания), но при этом не ограничивать его готовыми ответами и шаблонами.

Как объяснить ребёнку поход к психологу

Часто родителей беспокоит, как предложить сыну или дочери встречу со специалистом. Ребёнок может испугаться, что он «не такой, как все», и отказаться идти. Это связано со стигмой на психотерапию: не только дети, но и взрослые бывают уверены, что сеанс у психолога нужен только тем, у кого «едет крыша». 

На самом деле это не так. Подростку можно объяснить, что психолог — в каком-то смысле тоже врач, только лечит не физическое, а ментальное здоровье. Нормальная практика — пойти к психологу, даже если «ничего не болит».

‍Сейчас психотерапия становится всё популярней, особенно среди тинейджеров. Возможно, подросток и сам осознаёт необходимость встречи со специалистом, но стесняется попросить об этом родителей.

Но если ребёнок пока недостаточно взрослый, используйте другую тактику: не говорите о походе к психологу напрямую. Не стоит преподносить психолога как серьёзного специалиста, который «поможет тебе» и «решит твои проблемы» — в этом случае ребёнок заупрямится. Когда ребёнку нужен психолог, преподнесите это как игру. Сделайте акцент на том, что ребёнку будет интересно, и он здорово проведёт время. 

Важно: будьте готовы, что на первой встрече присутствие ребёнка вообще не понадобится. Часто работать надо с «внутренним ребёнком» родителя, а не с реальным ребёнком

Если специалист считает, что нужна работа непосредственно с детьми, есть два варианта. Ребёнок младшего школьного или дошкольного возраста → родители смогут присутствовать на сеансе (но всё индивидуально — обсуждайте заранее с психологом). Ребёнок учится в средней или старшей школе → на сеансе будет только он и специалист. Так ребёнок сможет легче раскрыться и доверить какие-то секреты, которыми не поделился бы с родителями.

Встречи с психологом полностью конфиденциальны. Специалист не имеет права выдавать родителям подробности встреч с ребёнком — это нарушение этического кодекса. Но есть и исключения: когда речь идёт о жизни и смерти. Например, психолог обязан сообщить родителям и правоохранительным органам, если речь пойдёт о совершенном в отношении ребёнка преступлении. 

<<Форма бесплатного курса>>

Основные вопросы при собеседовании у психолога

Вопросы школьного психолога могут варьироваться в зависимости от квалификации специалиста и его ответственности при выполнении своих профессиональных обязанностей. Тем не менее, существует ряд основных вопросов, которые, скорее всего, обязательно прозвучат. И если заранее их с ребенком «прорепетировать», то ваш малыш сможет поступить в школу без особых проблем.

Итак, желательно подготовить ребенка к следующим вопросам:

  1. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет? Назови дату рождения? Какое сейчас время года?
  3. Расскажи про маму (папу): как зовут, где работает, сколько лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой адрес.
  5. Кто живет вместе с тобой? Расскажи про брата (сестру), бабушку (дедушку), кошку и т.д.
  6. Чем ты занимаешься в свободное время?
  7. Ты хочешь учиться в школе? Почему?

В разных учебных заведениях могут быть и другие несложные вопросы, на которые ребенок 6-7 лет обычно знает правильный ответ:

  • Посчитай от 1 до 10 и обратно.
  • Что меньше (больше) — 2 или 5?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • Какие дни недели тебе известны? Месяцы года?
  • Какое сейчас время года? Почему ты так решил? и др.

Особенности профессии

Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

  • Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
  • Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
  • Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.

Школьные психологи обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.