Фса

Содержание

Реестры Росаккредитации

В соответствии с Договором о ЕАЭС, национальные органы по аккредитации обязаны вести и администрировать национальные части реестров выданных разрешительных документов и аккредитованных лиц. Данные из этих национальных реестров затем стекаются в соответствующий общий реестр ЕАЭС, администрируемый уже Евразийской экономической комиссией.

Соответственно, в России национальную часть реестра администрирует ФСА с помощью Федеральной государственной информационной системы (ФГИС Росаккредитации).

Однако, публичные реестры — это только «вершина айсберга» данной системы. В реальности же в ней отражено всё: не только разрешительные документы и аккредитованные лица, но и протоколы испытаний, эксперты по аккредитации, средства измерений, испытательное и метрологическое оборудование…

Ну и, разумеется, во ФГИС Росаккредитации содержится вся информация не только о евразийских, но и национальных разрешительных документах и аккредитованных лицах.

Конкретные условия

В наши дни при заказе любых товаров и услуг заключается договор. Именно в нем и конкретизируются все условия поставки FCA. Они обязательно должны определять следующие данные:

  • тип ТС;
  • масса груза;
  • сроки поставки;
  • маршрут и прочее.

Так, например, если в процессе загрузки выяснится, что грузоподъемности транспортного средства не хватает, то покупатель имеет право откорректировать условия на поставку товара FCA. Как правило, изменения касаются маршрута. Например, может потребоваться заезд в другой пункт с целью снижения финансовых потерь от порожнего рейса. Особенно это актуально в случае с морскими перевозками, при которых даже небольшие задержки могут превратиться в огромные издержки.

Новые правила регистрации сертификатов

С 3 июля Росаккредитация ограничила техническую возможность для органа зарегистрировать сертификат соответствия во ФГИС, если до этого испытательная лаборатория не внесла в неё протоколы испытаний по этому сертификату.

Раньше лаборатория проводила испытания и выдавала протоколы на руки органу, а тот уже сам добавлял их к сведениям о сертификате в ходе его регистрации. Сами протоколы регистрировались затем постфактум.

Теперь же лаборатория должна сначала сама зарегистрировать протоколы во ФГИС Росаккредитации, а затем уже орган, регистрируя сертификат, должен указать эти протоколы в качестве доказательной базы по сертификату — и только тогда система его зарегистрирует.

История создания Росаккредитации

Росаккредитация была основана
от 24 января 2011 года «О единой национальной системе аккредитации». Как следует из названия, этим указом утверждалась вся система аккредитации, одним из элементов которой и является ФСА. Курировать эту систему было назначено Министерство экономического развития РФ.

Само Положение о Федеральной службе по аккредитации, описывающее её полномочия и структуру, было утверждено спустя 9 месяцев
от 17 октября 2011 года.

До этого момента функции по аккредитации органов и лабораторий были распределены по различным федеральным службам, в зависимости от отрасли продукции (Росстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росжелдор, Россвязь). Понятно, что в такой ситуации не могло быть и речи о какой-то унифицированной и единой системе: многие требования к аккредитованным лицам дублировались и были избыточными, ведомства практически никак не согласовывали эту работу между собой.

Разумеется, подобный подход был крайне неэффективен, а потому не мог серьёзно применяться в рамках формировавшейся тогда системы технического регулирования уже Таможенного союза.

Необходимость передачи функций по аккредитации отдельной структуре была очевидна. И такой структурой стала Росаккредитация, унаследовав эти функции от разных ведомств, о чём гласит 2-й пункт Постановления №845:

Спустя 2 года, 28 декабря 2013 года был принят
«Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который и по сей день является основным (но далеко не единственным) документом, регулирующим деятельность Росаккредитации.

В июле 2021 года в связи со ступлением в силу 248-ФЗ о контроле и надзоре в 412-ФЗ были внесены изменения законом 176-ФЗ, а также вступили в силу Постановление Правительства №1002 и Приказ Минэкономразвития №300, устанавливающие положение о федеральном контроле за аккредитованными лицами и перечень индикаторов риска к нему.

Сегодня в национальной системе аккредитации задействовано более 10 000 участников и содержатся сведения о 4 000 000 разрешительных документов (и каждый день оформляется по несколько тысяч). 

Общая информация

У многих предпринимателей, только начинающих работать в области логистики, возникает вопрос о том, каковы условия FCA. Что это простыми словами — рассмотрим далее. Сам термин расшифровывается как Free Carrier, а значит он, что на протяжении всего времени транспортировки за сохранность груза и урегулирование всех юридических формальностей отвечает покупатель. Он самостоятельно решает, каким видом транспорта будет осуществляться доставка, а также подписывает все попутные договора. Именно в этом и заключается основное отличие FCA от стандартных грузоперевозок.

Владелец груза должен выполнить свои обязательства, предусмотренные договором, при соблюдении следующих условий:

  • как только товар прошел таможенную очистку и на него оформлены документы;
  • если посылка была передана следующему перевозчику, участвующему в логистике;
  • при прибытии груза в пункт назначения.

В чем заключаются условия перевозки FCA? На законодательной базе все довольно просто, поскольку ответственность полностью лежит на покупателе, однако на практике не все обстоит так, как должно быть

При заключении договора большое внимание нужно уделять месту, поскольку именно оно во многом и определяет обязанности обеих сторон. Например, если необходимо провести погрузку товара на складе поставщика, то за этот процесс отвечает исключительно заказчик

Но совсем другое дело, если груз забирается с нейтральной территории. В этом случае все обязан контролировать исполнитель.

Прочие варианты

Итак, выше мы рассмотрели основные условия FCA, что это простыми словами, тоже выяснили. Они могут быть выполнены независимо от вида ТС как внутри страны, так и при международных перевозках. Однако при последних следует учитывать больше нюансов. Давайте остановимся на этом более подробно. Если вы планируете взяться за очередной контракт, у вас должны быть ответы на следующие вопросы:

  1. Как будет происходить отгрузка продукции заказчику?
  2. За что отвечает исполнитель при пересечении прохождении таможенной процедуры на границе?
  3. За что конкретно отвечает перевозчик?

Эта информация позволит избежать множества проблем в процессе выполнения заказа. Поэтому вы должны очень серьезно подходить к изучению условий поставки FCA по Инкотермс. В этих правилах детально описаны основные положения и термины, знание которых существенно упростит работу в области международных грузоперевозок.

Постановление № 300 Росаккредитации

Отдельно стоит упомянуть этот документ, потому что он значительно расширил полномочия Росаккредитации. Речь идёт о
от 21 марта 2019 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Самыми ощутимыми для рынка стали изменения в
от 30 марта 2017 года «О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц». А именно один из трёх новых абзацев в п.13, наделяющий Росаккредитацию новыми полномочиями — не просто прекращать аккредитацию лица, а переводить в архив все результаты его деятельности за определённый период.

Проще говоря, Росаккредитация получила право отменять сертификаты и декларации, если есть основания полагать, что они были выданы с нарушениями, и нет возможности это проверить:

Зачем цифровизация использует ФСА: Big Data и Lean

Итак, суть ФСА в поэлементной отработке конструкции, разделяя элементы по принципу функционирования на основные и вспомогательные. Обычно этот подход применяется в технико-экономических задачах, однако некоторые его концепции можно перенести и область ИТ. Например, пусть суточная стоимость пользования облачным кластером, где развернуты Big Data приложения Apache Spark, Kafka и Hadoop оценивается в 2,5 доллара. Если за это время на нем выполнится 25 тысяч рабочих задач, то стоимость каждой задачи (источника издержек) будет составлять составит 0,01 цент. При уменьшении количества задач стоимость источника издержек повысится, а при уменьшении – наоборот, кластер будет дешевле. Однако, чрезмерное повышение производительности чревато проблемами с доступностью данных, о чем мы рассказывали на примере работы Apache Kafka в высоконагруженных системах. Вообще в ФСА возможны 2 типа источников издержек :

  • по функциям (activity drivers), которые показывают, как поведение объекта затрат влияет на уровни детализации функций.
  • по ресурсам (resource drivers), которые описывают, каким образом уровни активности функций влияют на потребление ресурсов.

В рассмотренном кейсе с кластером, где развернуты Big Data приложения на базе Apache Spark, Kafka и Hadoop, стоимость задачи в зависимости от их количества – это пример источника издержек по ресурсам, т.к. загрузка кластера является главным фактором расчета. А сам объект затрат – это облачный кластер, используемый для автоматизации конкретных бизнес-процессов.


Расчет затрат по методу ФСА в ИТ

С учетом того, что цифровизация ориентирована на комплексную оптимизацию деятельности, в т.ч. финансовой сферы, с помощью ИТ, ФСА – это отличный инструмент количественной оценки расходов. Поэтому знание данного метода будет полезно руководителям проектов цифровой трансформации. Несмотря на то, что ФСА напрямую не относится к методам бережливого производства (Lean), между ними очень много общего. В частности, понятие ценности для потребителя, которую нужно максимизировать путем сокращения затрат . Именно эта идея устранения потерь – действий, которые не производят ценности для конечного потребителя, лежит в основе философии менеджмента качества, впервые в промышленном масштабе внедренной в японской автомобилестроительной компании «Тойота». Благодаря системе менеджмента качества, основанной на принципах Lean («точно в срок», канбан, защита от ошибок) и интеллектуальной автоматизации производства, предприятие успешно вышло из послевоенного кризиса и стало преуспевающим международным автогигантом . В следующей статье мы рассмотрим подробнее один из инструментов Lean – картирование потоков создания ценности, который продолжает идеи метода ФСА по количественной оценке каждой функции бизнес-процесса и позволяет оптимизировать деятельность с помощью анализа результатов.

Больше практических кейсов из прикладного системного анализа, цифровизации бизнеса и аналитики больших данных вы узнаете на наших образовательных курсах в лицензированном учебном центре обучения и повышения квалификации руководителей и ИТ-специалистов (менеджеров, архитекторов, инженеров, администраторов, Data Scientist’ов и аналитиков Big Data) в Москве:

  • Аналитика больших данных для руководителей
  • Анализ и оптимизация бизнес-процессов

Смотреть расписание
Записаться на курс

Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Функционально-стоимостный_анализ
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ABC-анализ
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Activity_Based_Costing
  4. https://www.cfin.ru/management/controlling/iso_abc.shtml
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Производственная_система_«Тойоты»

Форс-мажоры

Давайте на этом остановимся более детально. Если условия доставки FCA не могут быть соблюдены из-за возникновения непредвиденных обстоятельств, то выплаты неустойки можно избежать, если документально доказать это. К форс-мажорным обстоятельствам относятся:

  • эпидемия;
  • изменение политической обстановки;
  • стихийные бедствия;
  • террористические акты;
  • запрет на въезд территориальных властей;
  • автомобильные аварии.

При возникновении форс-мажорной ситуации одна сторона должна уведомить другую об этом не более чем в течение 2 дней. Также нужно предоставить подтверждающие документы в ближайшем отделении ТПП Российской Федерации. Если поставку будет невозможно выполнить на протяжении трех и более месяцев, то любая из сторон может отказаться от выполнения своих обязательств, предварительно подав уведомление об этом и оплатив за уже поставленный груз.

Важные аспекты

Этому вопросу необходимо уделить особое внимание. Есть несколько нюансов, которые следует заблаговременно уточнять при заключении договора поставки на условиях FCA

Особенно это касается типа перевозимого груза. Некоторая продукция должна транспортироваться в специальных контейнерах и при определенных условиях.

К ним относятся:

  • партии сельскохозяйственных животных;
  • скоропортящиеся продукты;
  • горюче-смазочные материалы;
  • ядохимикаты;
  • взрывчатые вещества;
  • радиоактивные материалы;
  • ядовитые и токсичные вещества;
  • сжатые и сжиженные газы;
  • едкие и коррозийные вещества.

Вся информация относительно условий транспортировки должна быть предоставлена перевозчику по первому требованию. Также заранее оговариваются конкретные сроки, время и место погрузки, а также транспортный маршрут. При несоблюдении поставки на условиях FCA, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.

Мера ответственности сторон

С этим аспектом стоит ознакомиться в самую первую очередь. За загрузку машины на складе производителя ответственность несет собственник товара. Если приемка осуществляется в других местах, то за все отвечает покупатель. Перевозчик в таком случае выступает в качестве третьей стороны, в обязанности которой входит доставка товара из одного пункта в другой.

Продавец должен уплатить все государственные сборы, а покупатель — провести таможенную очистку. После урегулирования всех юридических формальностей груз может быть передан принимающей стороне, указанной в договоре поставки. До момента передачи продукции за все риски отвечает производитель или дистрибьютор. В процессе транспортировки за целостность и сохранность отвечает транспортная компания за исключением ситуаций, когда обязанности покупателя делегированы контрактом.