Личная гигиена
Каждый работник обязан соблюдать правила личной гигиены:
оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;
перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под колпак или косынку или надевать специальную сеточку для волос;
работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;
при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;
при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;
при изготовлении блюд, кулинарных изделий и кондитерских изделий снимать ювелирные украшения, часы и другие бьющиеся предметы, коротко стричь ногти и не покрывать их лаком, не застегивать спецодежду булавками;
запрещается закалывать санитарную одежду булавками, брошками, иголками;
не выходить в санитарной одежде за пределы пищевого объекта;
стирку санитарной одежды производить централизованно, в специальных прачечных;
руки разрешается мыть только в специально предназначенных для этого местах, нельзя мыть руки в производственных раковинах, где моется инструментарий и обрабатываются продукты.
работающие на пищевых предприятиях должны иметь не менее трех комплектов санитарной одежды;
головной убор должен полностью покрывать волосы, что позволяет избежать попадания перхоти и волос на продукты питания в процессе их производства
Не менее важно, чтобы волосы были чистыми. Мужчины должны своевременно стричь волосы и бриться;
производственная обувь не должна быть матерчатой, сделана из легкого моющегося материала, с закрытым задником.
Гигиена персонала пищевого производства также включает организацию санитарного шлюза, который обеспечивает обязательную санитарную обработку персонала перед входом в производственные помещения.
К сведению
Санитарный шлюз — это многофункциональная технологичная система, состоящая из комбинаций блоков дезинфекции, мойки рук, чистки обуви.
Гигиена питания в настоящее время
Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции.
Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, т. е. направленного на оздоровление законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.
По своей природе гигиена – наука предупредительная, главная ее задача – предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.
Важным разделом гигиенической работы является диспансеризация. Так называется активное наблюдение медицинских работников за здоровьем различных групп практически здоровых людей с целью предупреждения или своевременного выявления у них заболеваний и направления их в случае необходимости на лечение, не дожидаясь, пока человек почувствует себя больным и обратится за медицинской помощью. В частности, диспансеризация проводится среди детей, готовящихся к поступлению в школу. Профилактический осмотр детей различными специалистами – педиатрами, окулистами, отоларингологами, психоневрологами и другими врачами проводится для того, чтобы своевременно выявить возможные отклонения в состоянии здоровья детей и к моменту поступления в школу полностью их вылечить, иначе нездоровье помешает им успешно учиться.
Государство заботится о здоровье граждан, о создании наилучших условий для их жизни, труда, быта. Подчеркивается, что бережное отношение к своему здоровью и здоровью других членов общества является обязанностью каждого гражданина нашей страны. И это совершенно справедливо. Дело в том, что создаваемые государством благоприятные условия для жизни людей сами по себе еще не могут обеспечить высокого уровня их здоровья
Важно то, как сами граждане относятся к своему здоровью, обладают ли они санитарной культурой, необходимыми гигиеническими навыками. Что из того, например, что человек работает в чистом, хорошо вентилируемом и хорошо освещенном помещении, что на этом предприятии правильно организовано питание работающих и т
д., если этот человек не считает необходимым чистить зубы, следить за чистотой тела и одежды, соблюдать правильный режим труда и отдыха, избегать таких вредных веществ, как алкоголь и никотин.
Особенно близки гигиене две другие науки о человеке – анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология – жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем.
При этом сведения, добываемые различными другими науками, гигиенисты оценивают в свете знаний о человеке, получаемых анатомией и физиологией.
Аппетит
Аппетит — это эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к потреблению пищи.
Глюкостатическая теория аппетита (наиболее распространенная): в гипоталамусе имеются центры голода и насыщения, характеризующиеся высокой чувствительностью к изменению концентрации глюкозы в крови. Понижение содержания глюкозы приводит к возбуждению центра голода и формированию поведения, направленного на поиск и потребление пищи. После приема пищи и в процессе пищеварения концентрация глюкозы в крови повышается, что сопровождается возбуждением центра насыщения и угнетением центра голода. При этом сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием примерно в 20 минут; поэтому при быстрой еде существует возможность переедания.
Регуляция аппетита. Возбуждение пищевого центра инициирует стремление организма к пополнению своих пищевых ресурсов. Этот центр также регулирует выбор, потребление (или отказ от) пищи и начальные этапы пищеварения. Потребление пищи включает нервные и гуморальные механизмы, приводящие к появлению чувства насыщения.
■ Чувство голода у человека ослабевает на третьи-четвертые сутки после начала голодовки, но из-за отсутствия пищи он быстро устает, у него появляются слабость и головокружение.
Физиолого-гигиенические основы организации питания
Аппетит. Работа органов пищеварения в значительной мере зависит от желания есть, иными словами от аппетита. Ощущение аппетита связано с повышением возбудимости так называемых пищевых центров мозга, а тем самым и с усилением пищевых рефлексов. Следовательно, на пищу, съеденную без аппетита, изливается меньше пищеварительных соков, она медленнее и хуже переваривается, меньше приносит пользы.
Существенное значение имеют рефлексы на время. Если ребенок принимает пищу каждый день в одни и те же часы, то образовавшиеся у него прочные условные рефлексы на время делают работу пищеварительного тракта точной, как часовой механизм: как только приближается привычное время еды, повышается возбудимость органов пищеварения, железы заранее начинают выделять сок— в-результате появляется аппетит, пища съедается охотно и быстро переваривается
Вот почему так важно придерживаться правильного режима питания. Для детей старше 3 лет рекомендуется четырехразовое питание, а именно: утренний завтрак, обед, полдник, ужин
Часы приема пищи могут быть установлены в зависимости от условий, но их надо точно соблюдать, причем ужин должен быть не позднее чем за 1—2 часа до отхода ко сну. Самым обильным и сытным должен быть обед. Во время обеда должна съедаться примерно половина всего суточного количества пищи. Около четверти пайка должно быть съедено утром после сна. Последняя четверть распределяется между остальными двумя приемами пищи.
Наибольшую пользу приносит организму смешанное питание, содержащее продукты как растительного, так и животного происхождения
К тому же очень важно, чтобы пища была вкусна и разнообразна; только при этом условии она будет содержать все необходимые питательные вещества и съедаться с аппетитом
Многие пищевые вещества сами по себе не имеют большой питательной ценности или употребляются в крайне незначительном количестве (например, приправы, соусы и т. п.). Однако они придают приготовленному блюду вкус и тем самым способствуют отделению пищеварительных соков. Такое же значение имеют кислые или соленые закуски (капуста, селедка и проч.), мясной бульон и некоторые другие вещества. Детям дошкольного возраста для улучшения аппетита время от времени, перед едой или во время ее, можно давать соленый огурец, кусочек селедки, винегрет, овощной салат, квашеную капусту.
Обстановка еды. Иногда как будто нет аппетита, неохотно думаешь о еде, но после обычных приготовлений (мытье рук, посадка за стол, ожидание пищи и т. д.) начинаешь чувствовать аппетит. Однако грязная скатерть, плохо вымытая ложка, мусор на полу, мухи, облепившие хлеб,— все это легко может затормозить выделение соков. Аппетит может исчезнуть под влиянием сильно взволновавшего известия, громкого спора или интересного разговора. Помехой нормальному пищеварению может стать волнение, любая посторонняя деятельность мозга. Вот почему в помещении, где дети едят, надо создать уютную обстановку: скатерти или клеенки на столах должны быть чистыми, посуда, в которой подается пища,— небольших размеров, приятного вида, лучше одинаковой формы и цвета, хотя бы для каждого стола. Желательно культурно подавать пищу, заменив ведра и металлические блюда фаянсовыми супницами, блюдами, соусницами. Между подачей первого и второго блюда не должно быть больших перерывов. Во время приема пищи надо поддерживать у детей хорошее настроение. Воспитатель не должен проявлять нетерпение, нервничать, повышать голос, делать непрерывные замечания.
Гигиеническая обработка рук
Раковины для мытья рук должны быть оснащены жидким мылом, дезинфицирующим средством или кожным антисептиком, одноразовыми бумажными полотенцами, ведром для мусора с педальным устройством и инструкцией по мытью рук.
Для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора. Вытирают руки индивидуальным полотенцем (салфеткой), предпочтительно одноразовым.
Гигиеническую обработку рук спиртсодержащим или другим разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Обратите внимание!
Обратите внимание!
Важное условие эффективного обеззараживания рук — поддержание их влажными в течение рекомендуемого времени обработки. При использовании дозатора новую порцию антисептика или мыла наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания
При использовании дозатора новую порцию антисептика или мыла наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания.
К сведению
Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.
Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах рабочего процесса. Дозаторы с ними должны размещаться в удобных для применения персоналом местах.
Ежедневно перед началом смены в холодном, горячем и кондитерском цехах, в организациях, изготавливающих мягкое мороженое, у работников, занятых приготовлением, порционированием и сервировкой блюд, их раздачей, медработник или другие ответственные лица проводят осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний.
Важно!
Особенно внимательно следует относиться к наличию на руках воспалительных процессов с нагноениями.
Работники пищевых предприятий должны ежедневно принимать перед работой гигиенический душ на предприятии. Уход за полостью рта, санация зубов, зева, носоглотки для работников пищевых предприятий обязательны. В соответствии с санитарными правилами лица, соприкасающиеся с готовыми пищевыми продуктами, при наличии на коже гнойничковых заболеваний, нагноившихся порезов, болеющие ангиной, от работы временно отстраняются.
Не допускаются к работе работники в грязных чепчиках, косынках и халатах, а также если в карманах халатов есть продукты, деньги или другие посторонние предметы — в карманах может оставаться только чистый носовой платок.
Информация о курсе переподготовки по гигиене питания
Онлайн-обучение удобно для работающих врачей: Вы получаете новую профессию без отрыва от основной, текущей работы — просматриваете видеоматериалы, углубляете знания с помощью лекций, выполняете задания, также есть возможность пройти тестирование, в том числе, тренировочное, идентичное сертификационныи или аккредитационным экзаменам.
Наши студенты, по окончании курса, сдают итоговый экзамен, и в случае успешной сдачи выпускной работы получают диплом гос.образца, который дает право вести профессиональную деятельность в области гигиены питания.
Формат обучения/количество академических часов
АПКиПП предоставляет дистанционный формат обучения по курсу «Гигиена питания». После подбора программы и ее оплаты, вы будете подключены к личному кабинету.
Процесс обучения построен на основе применения интерактивных инструментов — телемедицина (дистанционная медицина), видеоконференции с преподавателями, прямые включения в Zoom — помогут сформировать у обучающихся на этом курсе практические навыки для успешной работы. Длительность курса — 600 академических часов, которые возможно пройти в течение 3 либо 6 месяцев, в зависимости от выбранной скорости обучения. Для планирования и реализации плана обучения обучающиеся могут обратится к личному куратору.
Организация питания детей от 1 года до 7 лет
Составление меню. К концу 1-го года жизни ребенок привыкает к разнообразной пище и, как правило, может быть переведен на общий стол. Первое время дают протертую пищу в виде каш и пюре. В дальнейшем в рацион ребенка постепенно вводят плотные продукты питания, поскольку они способствуют развитию жевательных мышц и укреплению зубов. Количество молока после года ограничивается 500—600 г в сутки. Меню составляют совместно с представителем медицинского персонала на неделю путем подбора пищевых продуктов для детей каждой возрастной группы в соответствии с потребностями организма, пользуясь таблицами состава и калорийности продуктов. Меню должно предусматривать достаточное суточное количество витаминов и минеральных веществ. В течение одного дня однородные блюда не должны повторяться. Используя одно и то же блюдо в течение недели, желательно подавать его в различных видах, например: картофель отварной, картофельные котлеты, картофельное пюре и т. д.
<<< Назад | Дальше >>> |
1.3. Коррекция индивидуального пищевого рациона
Цель: определить соответствие пищевого рациона студента основным
принципам теории рационального сбалансированного питания. Задачи:
— закрепление теоретических знаний по основным принципам рационального
сбалансированного питания; — закрепление теоретических знаний по теории
адекватного питания А.П. Уголева; — приобретение навыков по количественно-качественной
оценке и коррекции пищевого рациона; — уточнить соответствие индивидуального
питания основным положениям здорового питания (традиционные и нетрадиционные
представления). Необходимы: меню-раскладка индивидуального питания,
таблицы химического состава и калорийности пищевых продуктов; нормативы,
рекомендуемые современной нутрициологией для студентов ФФК; калькулятор.
Порядок выполнения задания: используя индивидуальные данные суточных
энергозатрат и калорийности питания по меню-раскладке, а также данные
суточного потребления белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных
веществ, провести коррекцию их потребления в соответствии с рекомендуемыми
нормативами с позиций ценности для индивидуального здоровья. Определить
также сбалансированность основных нутриентов в рационе. Теоретическое
обоснование задания. Учитывая ценность питания для здоровья человека,
необходимо делать периодический анализ собственного питания для определения
его количественной и качественной полноценности в соответствии с рекомендуемыми
нормативами для студентов. В соответствии с классификацией трудоспособного
населения по величине энергозатрат в сутки студенты ФФК относятся
к группе лиц легкого физического труда, у которых среднесуточный энергорасход
составляет приблизительно 43 ккал/кг массы тела (табл. 10). Следовательно,
калорийность рациона должна составлять аналогичную цифру (предел колебаний
в сутки не превышает 100 ккал). Содержание основных нутриентов регламентируется
соотношением 1:1:4 для незанимающихся спортом и 1:0,7(0,8-0,9):4(5-6)
для спортсменов, исходя из среднесуточной нормы белка 1,5-2,5 г/кг
массы тела, в зависимости от величины мышечной нагрузки.
Наряду с пищевой ценностью рациона следует определить процентное
распределение калорийности по приемам, т. е. оценить рациональность
режима питания студента с учетом его учебно-тренировочной нагрузки
(табл. 7).
Режим питания, как известно, определяется количеством и направленностью
тренировочной нагрузки в течение дня. При одной тренировке в день
— питание четырехразовое, при 2-3 — 5-6-разовое с включением продуктов
повышенной биологической ценности (мясные, рыбные, орехи, мед, пищевые
добавки и смеси).
Большую роль играет сбалансированность пищевого рациона по основным
нутриентам животного и растительного происхождения, что обеспечивает
оптимальное протекание обменных процессов. Приято считать, что содержание
животных белков должно составлять 50-60 % от их общего суточного количества,
животных жиров — не менее 70 %, а соотношение простых и сложных углеводов
— 1:4. Содержание продуктов, обогащенных пищевой клетчаткой, должно
приближаться к 500 г в сутки для оптимальной работы пищеварительного
тракта. Определенную долю в суточном питании (около 500 г) должны
составлять сырые продукты (овощи, фрукты). Желательно включать в меню
кисломолочные продукты (особенно кефир на ночь). Кроме того, следует
учесть долю рафинированных продуктов в суточном питании, считающихся
неполезными для здоровья (белый хлеб, сахаросодержащие, соль, кофе,
копчености, консервы). Их содержание необходимо свести к минимуму
и постепенно исключить из рациона.
Способы приготовления продуктов тоже могут быть проанализированы с
точки зрения рациональности; лучшими считаются приготовление на пару,
варка, тушение (в том числе дробные варианты), но не жарение, копчение.
Необходимо уточнить наличие привычки к повторному разогреванию пищи,
что, конечно же, считается неполезным для здорового питания
Хорошей
привычкой считается употребление свежеприготовленных фруктовых или
овощных соков.
При анализе пищевого рациона следует обратить внимание на наличие
гибкого режима питания (с учетом учебной и тренировочной нагрузки),
но вместе с тем это не означает постоянную еду «на ходу». Привычка к медленному размеренному пережевыванию продуктов способствует
их лучшему перевариванию и усвоению
Можно определить объем съеденных
за сутки продуктов. Как правило, он колеблется в пределах 2,5-3 кг
(в зависимости от антропометрических размеров человека), при этом
45-50 % этого количества приходится на основной прием пищи — обед.
Особенности личной гигиены на отдельных видах производств
На предприятиях по производству молочной продукции должно использоваться максимально закрытое оборудование для снижения микробной обсемененности молока микроорганизмами. При этом работник должен строго соблюдать общие вышеописанные правила личной гигиены.
Заболевший человек, при резком ухудшении самочувствия, ранениях, ссадинах и поражениях кожи должен немедленно сообщить об этом своему непосредственному руководителю и медицинскому персоналу. Последний принимает окончательное решение: отстранить его от работы или продолжать ее.
Все работники, занятые приемом, переработкой и разливом молока, перед работой обязаны принимать теплый душ. Поэтому на молочном заводе или предприятии по производству молочной продукции, обязательное условие наличие душевых кабинок. После душа рабочий используют производственную одежду и обувь, оставляя свою в личном гардеробе. Однако даже чистыми руками нельзя прикасаться к вымытому и продезинфицированному молочному оборудованию, не кашлять на них.
На мясокомбинате и других мясоперерабатывающих предприятиях необходимо предотвращать заражение работающих людей антропозоонозами и обеспечить безопасную для населения продукцию.
Особенность этих предприятий в том, что на мясоперерабатывающие объекты нередко попадают животные-бактерионосители со скрытой формой болезни, которые заражают работающих и их одежду, обсеменяют патогенными микробами конвейерную линию, оборудование, воздух и мясопродукты здоровых туш.
Поэтому рабочие часто заражаются эризипелоидом, сальмонеллезом и др., а мясопродукты выпускаются обсемененными пищевой токсикоинфекцией — сальмонеллами, протеями, энтерококками, патогенными серотипами кишечной палочки, а также токсикообразующими стафилококками, которые вызывают болезни человека.
Обратите внимание!
В этом отношении наиболее опасны являются убойный, разделочный и колбасный цех, так как инструменты и руки, покрытые жиром, плохо отмываются водой комнатной температуры и практически не дезинфицируются в связи с тем, что жировая пленка защищает микробов от обеззараживающего действия дезинфекторов.
Поэтому руки и инструменты надо обмывать теплой водой температуры 55 ?С, которая значительно освобождает поверхность от жировой прослойки, а также большинства микробов, а затем использовать дезинфицирующий раствор в определенной концентрации, выдерживая время экспозиции, методом погружения.
В разделочном и других цехах, где работа связана с большой влажностью и разбрызгиванием воды, рабочих снабжают дополнительно спецодеждой: прорезиненными фартуками, нарукавниками, резиновыми перчатками, сапогами, а при необходимости и защитными очками.
Санитарную и специальную одежду должны менять ежедневно на чистую.
Основные нарушения санитарно-эпидемиологических требований на объектах общественного питания:
- нарушения технологического процесса приготовления блюд;
- нарушение сроков прохождения обязательных медицинских осмотров и непрохождение гигиенической аттестации персоналом;
- нарушения сотрудниками правил личной гигиены;
- несоблюдение условий хранения и годности пищевой продукции;
- нарушения режимов мойки и дезинфекции технологического оборудования и инвентаря.
Данные нарушения связаны с недостаточной профессиональной подготовкой работников объектов общественного питания, что приводит к нарушениям санитарно-противоэпидемиологического режима и, как следствие, к вспышкам острых кишечных инфекций и пищевых отравлений.
Вопросы санитарно-эпидемиологического надзора за организациями общественного питания — на контроле Роспотребнадзора.
1.5. Контрольные вопросы по разделу
Цель: проверка усвояемости знаний по указанной теме; при этом часть
материала — в рамках самостоятельной работы.
Перечень контрольных вопросов:
— теория сбалансированного рационального питания А.А. Покровского
и его последователей;
— теория адекватного питания А.М. Уголева;
— характер и величина среднесуточных энергозатрат занимающихся ФК
и спортом и не занимающихся, методы определения;
— физиолого-гигиеническая роль пищевых нутриентов (вода, белки, жиры,
углеводы, витамины, минеральные вещества), нормирование;
— значение пищевой клетчатки;
— питание спортсменов (основные принципы);
— питание на учебно-тренировочных сборах;
— питание в домашних условиях;
— питание в сложных условиях;
— питание при «сгонке» веса;
— питание при наращивании мышц;
— питание в восстановительном периоде;
— питание в период соревнований;
— питание на дистанции;
— питание дополнительное;
— режим питания спортсменов;
— особенности питания школьников;
— потребность в пищевых веществах и энергии в школьном возрасте;
— режим питания школьников;
— значение рационального питания школьников для их здоровья, успеваемости.
1.2. Определение суточной калорийности питания
Цель: определить соответствие фактического питания основным принципам
здорового питания.
Задачи:
— составить таблицу собственного суточного меню по приемам пищи (выбрать
день с наиболее типичным питанием);
— подсчитать среднесуточное потребление белков, жиров, углеводов,
калорий (в том числе по приемам пищи), сопоставить с нормативами;
— определить соотношение между белками, жирами и углеводами, сопоставить
с нормативами;
— определить соотношение между пищевыми веществами животного и растительного
происхождения (белки, жиры), а для углеводов — соотношение между простыми
и сложными, сопоставить с нормативами;
— определить содержание основных витаминов в суточном питании (А,
Е, С, В1, В2), сравнить с нормативами;
— определить количество минеральных солей (Са, Р, Fe), сравнить с
нормативами;
— подсчитать количество продуктов, содержащих пищевую клетчатку (в
г), сравнить с нормативами;
— оценить режим питания (количество приемов пищи в день, соотношение
(в %) пищи по каждому приему), сравнить с нормативами.
Необходимы: нормативные таблицы калорийности пищевых продуктов (в
г на 100 г продукта), образец меню-раскладки, калькулятор.
Порядок выполнения задания. Составить таблицу собственного меню в
соответствии с образцом, провести необходимые расчеты, проанализировать
полученные цифры в сравнении с нормативами, сделать рекомендации по
усилению оздоровительной направленности питания.
Для определения суточной калорийности питания существуют различные
методы: лабораторный, меню-раскладки (расчетный). Лабораторный метод
используется для соответствующей оценки питания в условиях лаборатории
СЭС, где с помощью специальных методик химическим путем определяется
содержание пищевых веществ в пробах продуктов, взятых в столовых,
ресторанах, кафе в необходимом количестве в специальную посуду. Учитывается,
что пищевые белки и углеводы поставляют организму 4,1 ккал в 1 г,
а жиры — 9,3 ккал/г.
Наиболее удобным для учебных целей является метод меню-раскладки.
Для этого заполняется таблица собственного питания по нижеприведенному
образцу (табл. 4).
Раскладка делается дважды:
1. Блюдо разбивается по составляющим его продуктам, которые должны
быть выражены в граммах. Для этого существует таблица «Перечень
блюд», где состав блюд указывается в граммах на 1 порцию (табл.
5 и Приложение).
2. Каждый продукт раскладывается по всех входящим в него нутриентам,
исходя из потребленного количества продукта. В таблицах химического
состава пищевых продуктов (см. Приложение) приводятся цифры на 100
г продукта Необходимо сделать пересчет на фактически потребленное
количество.
Таблица 5
Затем подсчитывается по колонкам суммарное потребление всех нутриентов
(белков, жиров и т. д.) и калорий за сутки, сравнивается с нормативными
(табл. 6), делается анализ сбалансированности и рациональности фактического
питания (табл. 7, 8, 9). Исходя из особенностей питания даются рекомендации
по оздоровлению организма путем оптимизации питания.