Организация питания в школе: особенности, требования и контроль

Меню на 14 дней при 2- и 4-разовом питании

День недели 1 неделя 2 неделя
Завтрак Обед Завтрак Обед
Понедельник Каша геркулесовая молочная, яйцо, хлеб с маслом, чай Суп рассольник, тефтели, картофельное пюре, салат из капусты и моркови, компот из сухофруктов Морковно-творожная запеканка, манная каша, чай Суп рассольник, рис, тефтели, овощное ассорти, сок ягодный
Вторник Сырники, манная каша, чай Суп свекольник, макароны, паровая котлета, салат из моркови и яблок, сок Макароны с сыром, яйцо, какао Куриный суп с вермишелью, картофельное пюре, мясные фрикадельки, огурец, яблочный компот
Среда Омлет, бутерброд с маслом и сыром, какао Куриная лапша, тушенная капуста с мясом, кисель клюквенный Каша пшенная молочная, йогурт, вафля Салат из помидоров, овощной суп с говядиной и сметаной, гуляш с рисом, компот из сухофруктов
Четверг Ленивые вареники, жидкая геркулесовая каша, чай Винегрет, суп с фрикадельками, сосиски, гречневая каша, компот из мандаринов Омлет, бутерброд с маслом и сыром, кофе-суррогат Морковный салат, рисовый суп с говядиной, кнели куриные, картофельное пюре, помидор, ягодный компот
Пятница Молочная рисовая каша с изюмом, яйцо, кофе-суррогат Борщ, картофельное пюре, рыбные паровые тефтели, салат из кукурузы и китайской капусты, сок морковно-апельсиновый Каша овсяная, сырник, чай Салат из свеклы и зеленого горошка, щи из свежей капусты, котлеты припущенные, макароны, кисель плодово-ягодный
День недели 1 неделя 2 неделя
Полдник Ужин Полдник Ужин
Понедельник Кефир, булочка, яблоко Картофельная запеканка Сок, булочка, яблоко Рыба, припущенная в сметане, пюре картофельное, кисель
Вторник Молоко, вафли Рыбные котлеты с творогом, рис, кисель Ватрушка, молоко, банан Мясные фрикадельки, овощное рагу
Среда Банан, зефир Тушеная капуста, сосиски, чай Кефир, оладьи с яблоками Плов, чай, вафля
Четверг Какао, булочка, яблоко Овощная запеканка, яйцо, чай Какао, печенье, ягоды Зразы с луком и яйцом, макароны, сок
Пятница Вафли, йогурт, банан Рыбные тефтели, картофельное пюре, огурец, сок Йогурт, вафли, зефир Тушенная капуста с мясом, чай

Каким должно быть питание школьника

Есть основные рекомендации по здоровому питанию от Всемирной организации здравоохранения, Роспотребнадзора, Минздрава и других научных сообществ. 

Соблюдать БЖУ

Правильное питание школьника — это в первую очередь баланс белков, жиров и углеводов. Недостаток этих веществ плохо сказывается на здоровье. Так, белки — строительный материал организма, который отвечает за генерацию тканей и обмен веществ. Больше всего его содержится в бобовых. 

Насыщенные жиры обеспечивают транспортировку питательных веществ в организме и выработку нужных гормонов. Их больше всего в рыбе и орехах. 

Углеводы — источник энергии. Они бывают простые и сложные: если первые чаще содержатся в хлебобулочных изделиях и сладостях, то вторые можно найти в цельнозерновых продуктах, бобовых и крупах. 

Пить воду ежедневно 

Часто встречается утверждение о двух литрах в день, но это условно. Проще всего ориентироваться на чувство жажды и пить тогда, когда хочется. Но у некоторых людей естественное чувство жажды притуплено — чтобы сделать воду привычкой, нужно механически выпивать несколько стаканов в течение дня. Можно скачать ребёнку приложение для соблюдения водного баланса — на телефон будут приходить напоминалки. 

Включить в рацион овощи, фрукты, орехи и бобовые 

По предписаниям ВОЗ овощи и фрукты — основной компонент правильного питания. Рекомендуется есть не менее 400 граммов в день — это норма, которую часто недобирают. Потом идут бобовые — по 50 граммов 1–2 раза в неделю, орехи — до 40 граммов в день, цельные злаки — около 50 граммов в сутки.

ВОЗ не выделяет мясо как обязательный продукт — более полезной альтернативой являются бобовые, так как содержат больше белка и клетчатки. По рекомендациям Роспотребнадзора с 2021 года в программе питания школьников 30% белка будет растительного происхождения, а не животного. 

Ограничить соль и сахар

По рекомендациям ВОЗ важно следить за размером порций и ограничить потребление соли до примерно половины чайной ложки в день. То же самое призывают сделать и с сахаром — лучше употреблять фрукты

Учитывайте, что 50–75% потребляемой соли уже содержится в продуктах. Избыток соли и сахара приводит к задерживанию жидкости в организме и повышению веса. А ещё ребёнок привыкает к усилителям вкуса и не получает удовольствия от еды без добавок.

Ограничить молочные продукты

Принято считать, что молочные продукты — источник кальция. На самом деле кальция гораздо больше в других продуктах — овощах, зелени и орехах. Лучше почаще есть шпинат, чем пить больше одного стакана молока в день — так считает и Минздрав. 

Сбалансировать режим питания школьника

В суете между кружками, уроками и секциями у ребёнка не остаётся времени поесть — а для поддержания энергии нужно есть не менее трёх раз в день.

Частая проблема, особенно среди старших классов, — отсутствие завтрака. Если младшеклассника мама усадит и накормит кашей, то подросток пулей вылетит из дома, в лучшем случае выпив чаю. Но горячий полноценный завтрак — одна из рекомендаций Роспотребнадзора по питанию школьника. 

За ним должны следовать обед и ужин — желательно каждый день в одно и то же время.

<<Форма бесплатного курса>>

Режим питания зависит от того, в какую смену учится ребёнок. Если в первую, то:

  • завтрак в 07:00–08:00,
  • перекус в школе в 10:00–11:00,
  • обед в 13:00–14:00,
  • ужин в 18:00–19:00.

Если во вторую смену, то:

  • завтрак в 08:00–09:00,
  • обед перед школой в 12:00–13:00,
  • перекус в школе в 15:00–16:00,
  • ужин в 18:00–19:00.

Если ребёнок учится в традиционной школе, он всё равно будет есть пиццы в школьной столовой и запивать сладкой газировкой — на это сложно повлиять. Попробуйте компенсировать это дома: кормите полноценной домашней едой и добавляйте полезные продукты. Лайфхак: приносите фрукты и овощи нарезанными в комнату ребёнку, пока тот сидит за домашкой или компьютером. Школьник сам не заметит, как съест их.

Как это поможет экономике?

Федеральный бюджет с 1 сентября впервые включится в систему школьного питания, и это может дать новые возможности не только для семей с детьми, но и для отечественной экономики. Так, по некоторым оценкам, сельскохозяйственные производители будут получать каждый год до 130 миллиардов рублей дополнительной выручки от новой программы. Правда, эта цифра вызывает вопросы: каждый школьник будет получать либо завтрак, либо обед – и это даст лишь половину. А учитывая, насколько высоки сопутствующие расходы поставщиков питания, до аграриев дойдет совсем небольшая часть этой суммы.

Есть и другая сторона вопроса: часть школ все еще не готова включиться в программу по причине несоответствия требованиям к техническому оснащению пищеблоков. В части школ его уже заменили, но для других это может стать проблемой.

Как говорит Анатолий Фомин, закупать оборудование будут у отечественных производителей, которые вряд ли справятся с нагрузкой, если все школы начнут одновременно размещать заказы:

Правда, программа планировалась до того, как рубль значительно подешевел к доллару – хоть оборудование планируется закупать отечественное, на его стоимость все равно влияет курс доллара. Кроме того, на планы может серьезно повлиять распространение коронавируса. Так, в Китае длительное время не работали многие производства, теперь они закрываются по всей Европе. Из-за нехватки импортных комплектующих и роста цен на них производителям пищевого оборудования придется, вероятно, поднимать цены на свою продукцию.

Как все в итоге сложится – зависит от поддержки государством производителей оборудования. Если им предоставят льготы в сложный период, помогут наладить производство с учетом возросшего спроса, частично отменят внешнеторговые ограничения, младших школьников удастся обеспечить бесплатным питанием в установленный срок.

Все, что известно на данный момент

О бесплатном школьном питании начали говорить с 15 января этого года, когда в ходе ежегодного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил облегчить жизнь родителям младших школьников и ввести для них бесплатное горячее питание – завтраки или обеды. Идею, как всегда, быстро подхватили в Госдуме и соответствующих ведомствах, и работа закипела (хотя, по словам Путина, на стадии идеи бесплатное питание никто особо не поддерживал).

Так вышло, что поправки «дописали» к уже рассматриваемому законопроекту о принципах здорового питания, который на тот момент прошел первое чтение и готовился ко второму (кстати, по той же схеме был принят закон о расширении программы материнского капитала).

Основными положениями, которые озвучил президент, стали такие:

  • бесплатное горячее питание будет предоставляться школьникам с 1 по 4 классы;
  • питание будет не только бесплатным, но и здоровым;
  • школы, которые имеют такую возможность, запустят бесплатное питание уже с 1 сентября 2020 года;
  • все остальные школы должны будут пройти переоснащение и включиться в программу до 1 сентября 2023 года.

Финансировать бесплатное питание будут бюджеты сразу трех уровней – федеральный, региональный и муниципальный (в России есть проблемные регионы, которые будут получать на эти цели субсидии). В 2020 году, как ожидается, на программу потратят 26 миллиардов рублей – и 18,5 миллиардов выделят из федерального бюджета.

Законопроект уже в феврале был принят в Госдуме и одобрен Советом Федерации, а 1 марта его подписал президент. В итоговой версии закона говорится, что распространяться бесплатное горячее питание будет на обучающихся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных школах, обеспечивать это будут учредители образовательных организаций (то есть, муниципальные образования), а питание будет предоставляться не менее 1 раза в день.

Однако стоит отметить, что в России большая часть школ организует питание силами сторонних организаций, однако по этому поводу никаких поправок к закону 44-ФЗ (о контрактной системе закупок) не принималось, отметили в федеральной электронной площадке РТС-тендер:

Что касается содержания горячего питания для школьников, то из закона следует лишь то, что горячий напиток его не заменит. Однако согласно СанПиН 2.4.5.2409-08  в рацион питания входит достаточно много всего – это касается и состава блюд, и их количества, и даже температуры.

С сентября 2019 года школы используют еще и рекомендации Роспотребнадзора по организации питания школьников

Ведомство особенно акцентирует внимание на энергетической ценности рациона – с учетом того, что детям от 7 до 11 лет нужно 2300 килокалорий в день, с 11 до 14 лет – 2500 килокалорий, а с 14 до 18 лет – 3000 килокалорий. Также Роспотребнадзор обращает внимание на разнообразие рациона, методы кулинарной обработки (рекомендуется запекание, варка и приготовление на пару), а еще устанавливает рекомендуемые соотношения жиров, белков и углеводов

Однако на практике это обычно работает не лучшим образом.

Важные моменты, о которых нужно помнить

Родители, планируя питание учащихся в школе и за ее пределами, должны помнить, что школьный обед должен покрывать 35% суточной потребности ребенка в пищевых компонентах, а завтрак – 25%. Эти параметры являются обязательными и выдерживаются практически всеми школами. Если думать, что ученик недоедает, есть риск его перекормить. В ситуациях, когда школьное питание не соответствует нормам или не дотягивает до качества нужного уровня, можно предпринять ряд самостоятельных шагов.

Сбалансированное питание – это питание, в котором грамотно сочетаются все необходимые для организма ребенка вещества.

Домашний завтрак

Составляя меню школьника на день, повышенное внимание следует уделять завтраку. Базовые правила здорового питания для школьников предостерегают от исключения этого приема пищи из режима

Лучше всего, чтобы завтрак был сытным, но легким, основанным на медленных углеводах, например, кашах. Это обеспечит ученика энергией, избавит от чувства голода. Если школьник не планирует есть в школе, а будет что-то брать с собой, утром ему можно дать запеченную белую рыбу или омлет. Их следует дополнять овощами, по возможности, свежими. Также на завтрак полезны творог и горячий напиток, например, чай или какао.

Еда с собой

Пропуская школьные завтраки или обеды, дети рискуют столкнуться со слабостью и чувством голода. В такой ситуации им следует дать что-нибудь сытное и полезное с собой. Главное, чтобы блюдо не портилось, не теряло за несколько часов своих вкусовых качеств и продолжало возбуждать аппетит. Это могут быть сырники, блинчики, бутерброды с твердым сыром или отварным мясом, йогурты, несладкая выпечка, свежие овощи или фрукты. Такие продукты, как сосиски и колбаса вообще не должны включаться в рацион питания школьника. Давая их ребенку с собой, можно спровоцировать серьезное отравление.

Организация горячего обеда

Особенности российского климата делают горячее питание в школе необходимостью в большинстве регионов. К сожалению, подаваемые в столовых учебных заведений блюда редко соответствуют пожеланиям детей. Если ученик не ходит на продленку, этот вопрос можно решить, накормив его горячим сразу после школы. В противном случае надо его убедить в необходимости употребления горячего в учебном заведении. В крайнем случае, можно попробовать давать ему домашние блюда в термосе или контейнере, сберегающем тепло.

Диета в детском возрасте

Большую часть дня ребенка 7-17 лет отнимает школа. Питание в такой ситуации очень сложно контролировать, поэтому изначально у детей должны быть сформированы правильные пищевые привычки. Диеты школьникам могут назначать только специалисты, поэтому в случае, если ребенка беспокоят прыщи, дефицит веса или его избыток, нельзя ничего предпринимать самостоятельно

Особое внимание стоит уделять девочкам подросткового возраста. Они все чаще готовы отказываться от еды, основываясь на стандартах, продвигаемых в СМИ

Основные пункты положения

1. Положение и приказы устанавливаются каждым образовательным учреждением на неопределенный срок и распространяются на всех учащихся.

2. Положением гарантируется высокое качество и безопасность питания для школьника, а также удовлетворение основных потребностей его организма.

3. В каждом образовательном учреждении должен быть организован пищевой блок (столовая, буфет) для полноценного питания учащихся.

4. Рацион и режим питания должен разрабатываться согласно всем эпидемиологическим требованиям.

5. Гигиенические показатели продуктов должным соответствовать нормам Санитарно-Эпидемиологической Станции.

6. Горячее питание организовывается для каждого класса с учетом учебного режима школьников. Столы в пищевом блоке заранее накрываются.

7. Контроль питания в школе осуществляется уполномоченным лицом (лицами).

Рекомендации по организации процесса изложены в приказе об организации питания в школе, который утвердили в 2012 году Минздравсоцразвития и Минобрнауки России.

Особенности составления рациона для школьника

Государственные учебные заведения мало внимания уделяют тому, какое дети получают питание. Школа в понимании большинства чиновников – место, где ребятам должны давать знания, а не следить за их рационом. К сожалению, даже сегодня многие из них не понимают, что правильное питание для детей школьного возраста – основа их нормального развития.

Хорошая организация школьного питания ведет к улучшению показателей уровня здоровья детей.

Основные рекомендации

Пищевые привычки надо формировать еще в дошкольном возрасте. Если ученик будет знать, что ему можно, от чего лучше отказаться, в пользу какого блюда сделать свой выбор, проблем будет меньше.

Здоровое питание школьника основывается на таких моментах:

  • надо определить суточную потребность ученика в калориях, белках, жирах, углеводах, витаминах и минералах. Эти моменты зависят не только от возраста и пола ребят, а еще комплекции, степени активности, сезона, особенностей климата. Далее следует оценить, в какой степени эти показатели перекрываются школьной едой. Исходя из этого, надо сделать упор на остальные приемы пищи, компенсировав за их счет недостающее;
  • схему питания нужно систематически пересматривать по мере взросления школьника, изменения его режима дня, степени нагрузок;
  • школьный возраст – не лучшее время для пищевых экспериментов. Лучше формировать меню на основе привычных для ребенка продуктов. В рацион должны входить: хлеб, крупы, бобы, макароны, овощи, фрукты, мясо, рыба, сыр, яйца, растительные масла, кисломолочные изделия.

Питание при обучении в первую смену

Рациональное питание школьника должно строиться с учетом его учебного графика. Если занятия проходят в первую половину дня, то подойдет легкий, но питательный завтрак. Не стоит давать ребенку тяжелые блюда, которые больше подходят для обеда, иначе он будет чувствовать себя сонным. В такой ситуации питание детей в школе лучше ограничить вторым завтраком, подав дома полноценный и плотный обед. За этим последуют полдник и ужин.

Питание при обучении во вторую смену

В случае со второй сменой меню для школьника должно быть немного другим. Завтрак может быть легким, но он обязателен. За этим следует второй завтрак, по плотности слегка уступающий первому приему пищи. До отхода ученика в школу его рекомендуется накормить обедом – сытным, но не тяжелым и не слишком объемным. Полдник даже в школе сложно испортить, он должен представлять собой легкий перекус. Ужин состоится уже дома, и здесь главное не перекормить ребенка. Ему может казаться, что он сильно голоден, но при соблюдении перечисленных до этого правил это ощущение будет обманчивым.

Начисление компенсации на питание учащимся

Для начисления компенсации учащимся и отражения начисленной компенсации в учете в программе предназначен документ Начисление компенсации учащимся (раздел Платное обучение – Компенсации).

В документе указываются:

  • Период, за который начисляется компенсация.
  • Основание – нормативный акт или другой документ, согласно которому будет выплачиваться компенсация. Можно указать основание, общее для всех, а также отдельно для каждого учащегося.
  • Аналитика затрат — КФО, КПС и КЭК также могут быть указаны как общие для группы, так и для каждого получателя отдельно.

На закладке Компенсация вводится список учащихся, которым следует начислить компенсацию.

Табличная часть документа может быть заполнена автоматически списком учащихся и суммами компенсации по правовому основанию, предварительно установленными документом Приказ (образование).

В табличной части закладки Компенсация кроме Учащегося и Суммы компенсации также указываются:

Контрагент — получатель компенсации, значение берется из реквизита Контрагент (карточка Учащийся, группа реквизитов Сведения о плательщике за услуги образования). Для школьников, как правило, получателем компенсации является родитель или законный представитель ребенка. При необходимости в табличной части можно изменить получателя компенсации путем выбора из справочника Контрагенты;

Договор — указывается нормативный акт или другой документ, согласно которому будет выплачиваться компенсация, по умолчанию берется из реквизита Основание шапки документа.

Если в шапке документа установлен флаг Аналитика затрат в каждой строке, в табличной части будут отображаться колонки КФО, КПС и КЭК, в которых для каждого учащегося следует указать аналитику для начисления компенсации.

На закладке Аналитика затрат указываются общие для всего документа КФО, КПС и КЭК, по которым будет начисляться компенсация. Данная закладка доступна для заполнения, если не установлен флаг Аналитика затрат в каждой строке.

По указанному значению КЭК будет определен субсчет счета 302.00, а также формируется номер счета для выбранного в типовой операции счета затрат.

На закладке Бухгалтерская операция для выбранной типовой операции Начисление компенсации учащимся указывается Счет затрат – 401.20, здесь также можно установить флаг Принять денежное обязательство для формирования проводок по принятию денежного обязательства.

При проведении документа по каждому получателю формируются проводки по начислению компенсации, а также по принятию денежных обязательств, если установлен флаг Принять денежное обязательство.

По кнопке Печать из документа можно распечатать Ведомость начисленной компенсации учащимся и Бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

Следует отметить, что если основание начисления компенсации общее для всего документа — указано в шапке документа Начисление компенсации учащимся, оно отражается в шапке ведомости; если основание начисления компенсации указано в таблице Компенсация, оно будет выведено в соответствующей строке ведомости.

Проверка организации питания в школах

Каковы же основные аспекты производственного контроля? Контроль за организацией питания в школе осуществляется на постоянной основе.

1. Контроль осуществляется уполномоченными лицами, занимающими определенную должность в органах, занимающихся санитарно-эпидемиологическим регулированием питания.

2. Вышеупомянутым лицом (лицами) осуществляется контроль за соблюдением санитарных норм и за своевременным проведением необходимых профилактических мероприятий.

3. Проверка организации питания в школах осуществляется планово, по заранее установленным программам.

4. Уполномоченным лицом проверяется документация общеобразовательного учреждения и официально оформленные результаты лабораторных исследований.

5. Также обязательной проверке подвергается соблюдение гигиенических санитарных норм сотрудниками пищевого блока (обязательно наличие медицинской шапочки, перчаток, соответствующей формы).

6. Результаты проведенного контроля должны быть переданы руководству учебного заведения и при необходимости сообщены родителям учащихся.

Требования к организации питания в школе

  • В общеобразовательном учреждении должен располагаться комбинат школьного питания или специальное отделение в пищевом блоке, в котором осуществляется хранение и приготовление пищевых продуктов.
  • Размеры помещения, число посадочных мест, а также набор посуды и столовых приборов должны соответствовать количеству учащихся в школе.
  • Для питания должны быть организованы столовые или блоки в основном здании школы или в пристроенном к ней помещении.
  • Склады для хранения продуктов нужно размещать на первом этаже здания.
  • Учащиеся школ не имеют права присутствовать в производственных помещениях пищевого блока.
  • К предварительному накрытию столов можно привлекать учеников средней школы (старше 14 лет).

Выполнение вышеуказанных требований регулируется законом об организации питания в школах. Статья 37 Закона об Образовании содержит все нормативные акты по данному вопросу.

Завтрак

Основным является горячее блюдо. Чаще всего школьникам предлагается молочная каша, творожная запеканка или омлет с различными добавками. В некоторых образовательных учреждениях также подаются мучные изделия: блины из пшеничной муки с вареньем или сметаной, оладьи, сырники. Размер порции должен соответствовать физиологическим потребностям учащихся.

Также завтрак должен содержать какую-либо закуску. Это может быть:

  • бутерброд с колбасой, маслом или сыром;
  • фруктовый или овощной салат;
  • кондитерское изделие.

Обязателен напиток (какао с молоком, горячий чай, кисель или компот).

Питьевой режим школьников

  1. Питьевой режим производят согласно СанПиН 2.1.4.1074-01.
  2. Для выполнения условий по обеспечению учащихся водой устанавливают кулеры либо выдают школьникам воду в бутылках промышленного изготовления.
  3. Допускается использовать кипяченую воду. Ее меняют каждые 3 часа.
  4. Кулеры снабжают одноразовыми стаканами и емкостью для сбора отработанной посуды.
  5. Вода в бутылках промышленного изготовления должна обладать сертификатами, подтверждающими ее качество.
  6. Кулеры устанавливают в местах, не освещенных прямыми солнечными лучами. Охладители нужно регулярно мыть — не реже 1 раза в неделю, а каждые 3 месяца — дезинфицировать.
  7. При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый учащийся дополнительно обеспечивается бутилированной питьевой водой в количестве не менее 1,5 л в день.

Детям рекомендовано выпивать 1,5 л воды в день.

Чем можно кормить ребёнка?

Как говорится, завтрак — это самый важный приём пищи за сутки. Однако, не все дети имеют аппетит с утра. В этом и заключается самая большая проблема. Для того, чтобы ребёнок с удовольствием завтракал нужно подбирать те блюда, которые соответствуют его вкусу.

Следующий приём пищи — перекус. Он не является обязательным, но если перерыв между завтраком и обедом больше пяти часов, можно дать школьнику перекус, например: яблоко, банан или сэндвич.

Обед — комплексный приём пищи

Важно в обед съедать горячее блюдо (суп, борщ и т.п.), на второе — мясо или рыбу с гарниром, на третье — компот, сок, кефир или кисель.

Ужин — это последний приём пищи, который желательно максимально облегчить, чтобы дать желудку отдохнуть ночью. Можно приготовить: рыбу на пару с овощами, запечённый картофель, творожный пирог, куриное отварное мясо и молоко.

Многие родители задаются вопросом: как собрать отдельное питание для ребёнка. Меню для вашего чада необходимо составлять опираясь на его потребности. Ведь ни для кого не секрет, что подростку надо съедать намного больше, чем первоклассник. Таким образом, суточная норма калорий для 14-16 лет составляет до 3000 калорий, для 7-10 лет – 2000 ккал.

Вот перечень полезных продуктов из которых можно приготовить еду школьнику:

  • Молочные и кисломолочные изделия. Они содержат много кальция, фосфора, а также жиры белки и углеводы;
  • Злаки. Являются одними из самых мощных источников витаминов А, В, С, Д, Е;
  • Яйца. Содержат почти все виды животного белка;
  • Мясо. Источник белков и железа;
  • Рыба. Богата витаминами А, В2, В12, Д, РР;
  • Фрукты и овощи. Источники микроэлементов, клетчатки и витаминов;
  • Вода и соки. Необходимы для поддержания водно-солевого баланса;
  • Орехи. Включают в себя жирные кислоты, без которых невозможен правильный обмен веществ.